7
Исус сказал:
«Не собирайте себе сокровищ на Земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе Сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где Сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
(Евангелие от Матфея, Мф. 6, 19-21.)
Сокровище на Небе — это подлинное Учение (Знание), Душа и Ум.
Подлинное учение — это Человек Живой, через которого открывается знание.
«Вода Живая (т.е. Учение) — это Тело. Следует, чтобы Мы облеклись Человеком Живым. Поэтому, если некто идет (и) опускается в Воду, он обнажается (от незнания), дабы облечься Им» (в Знании).
(Евангелие от Филиппа, Флп. 101.)
Апостол Павел говорит:
21 «...Истина во Исусе, —
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться Духом Ума Вашего
24 и облечься в Нового Человека, созданного по Богу, в Справедливости и Святости Истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите Истину каждый ближнему своему, потому что Мы члены друг другу».
(Посл. эфес. Глава 4. Ср. Посл. кор. 12, 26-27.)
Мировой Ум (Душа) есть То, Что Объединяет Всех в Новом Человеке, который есть Новый Мир. (Посл. эфес. 2, 14-15. Ср. Евангелие от Фомы, Фм. 74.)
«Ибо как Тело Одно, но имеет Многие Члены, и Все Члены Одного Тела, хотя Их и Много, составляют Одно Тело, — так и Христос. Ибо Все Мы Одним Духом Крестились в Одно Тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и Все напоены Одним Духом».
(1 Посл. кор. 12, 12-13.)
– «То же и в Таком Государстве, которое ближе всего по своему состоянию к Отдельному Человеку: например, когда кто-нибудь из нас ушибет палец и все совокупное телесное начало напрягается в направлении к душе как единый строй, подчиненный Началу, в ней правящему, она вся целиком ощущает это и сострадает части, которой больно;
d
тогда мы говорим, что у этого человека болит палец. То же выражение применимо к любому другому [ощущению] человека – к страданию, когда болеет какая-либо его часть, и к удовольствию, когда она выздоравливает [16].
– Да, то же самое. Вот это и есть то, о чем ты спрашивал: к состоянию такого государства полностью приближается Государство с Наилучшим Устройством.
e
– Когда один из граждан Такого Государства испытывает какое-либо благо и зло, такое государство обязательно, по-моему, скажет, что это его собственное переживание, и всё целиком будет вместе с этим гражданином либо радоваться, либо скорбеть. (Ср. 1 Посл. кор. 12, 26-27.)
– Это непременно так, если в Государстве хорошие Законы».
(Платон. «Государство». Книга 5, 462 С-Е.)
8
Исус сказал:
«...Наипаче ищите Царства Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, Малое Стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте Милостыню. Приготовляйте себе Влагалища не ветшающие, Сокровище Неоскудевающее на Небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи».
(Евангелие от Луки. Лк. 12, 31-35.)
Сокровище — это подлинное Учение (Знание), Ум и Душа. (Объяснение такое же как и в пункте 7.)
Подлинное учение обьясняет, что строить Справедливый Мир нужно здесь, на Земле. (Ср. Флп. 89, Мф. 3, 15, Флп. 64.)
Исус сказал:
«Истинно говорю вам: Что вы свяжете на Земле, То будет связано на Небе; и Что разрешите на Земле, то будет Разрешено на Небе». (Евангелие от Матфея, Мф. 18, 18.)
При этом речь идёт о Царстве Бога на Земле и на Небе (Посл. эфес. 3, 15), которое «распространяется по Земле и люди не видят Его». (Евангелие от Фомы, Фм. 117.)
Человек, который поверил в Истину, рождается Свыше (Фм. 4), и может увидеть Царство Бога (Евангелие от Иоанна, Ин. 3, 3) глазами ума.
«Исус сказал: «Когда вы рождаете Это в себе, То, Что вы имеете, Спасет вас. Если вы не имеете Этого в себе, То, Чего вы не имеете в себе, умертвит вас».
(Евангелие от Фомы, Фм. 74.)
Рассмотрим несколько высказываний, которые можно связать с первым высказыванием в этом пункте.
«Другой из двух богачей сказал: «Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести Жизнь Вечную?» Он сказал ему: «Человек, исполняй Закон и Пророков». Ответил Ему: «Исполняю». Тогда сказал ему: «Пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной». Но богач стал скрести себе голову, и слова эти не понравились ему. И Господь сказал: «Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: «Люби ближнего, как самого себя». И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним?» И Он повернулся к Симону, ученику своему, который сидел рядом с Ним, и сказал: «Симон, сын Ионы, легче верблюду войти в игольные уши, чем богатому в Царство Небесное». (Фрагмент утерянного Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке. Ориген. Com. in Matth. XV).
«И, посмотрев вокруг, Исус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!» Ученики ужаснулись от слов Его. Но Исус опять говорит им в ответ: «Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Марка, Мк. 10, 23-25. Ср. Посл. Иакова 2, 5).
(Исус сказал): «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Имени Моего, получит во сто крат и наследует Жизнь Вечную» (Евангелие от Матфея, Мф. 19, 29).
«Исус сказал в ответ: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Благой Вести, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в Эоне грядущем Жизни Вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Мк. 10, 29-30).
«И они бежали из Материи Эона, оставив её позади себя. И они бежали к Эону Само-Отца и получили Обещание, данное им через Того, Кто сказал: «Тот, кто оставит и отца, и мать, и сестру, и жену, и ребёнка, и владения, и возьмёт свой Крест и пойдёт за Мной, получит То, что Я обещал ему. И Я дам им Тайну Моего Сокрытого Отца, ибо возлюбили они То, что принадлежит им, и убежали они от того, кто преследует их с насилием».
И Он воздал им Хвалу, и Радость, и Ликование, и Удовольствие, и Покой, и Надежду, и Веру, и Любовь, и Истину, которые неизменны. И вот — Эннеада, которая была одета Тем, Кто сбежал из материи. И они стали Благословенны, и совершенны, и они познали Истинного Бога. И познавали они Тайну, ставшую Человеком, и почему Она была проявлена, и так до тех пор, пока они не увидели Того, который на самом деле является Невидимым». (Раннехристианский текст. Трактат без названия или О Небесном Мире.)
9
Исус сказал:
«Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего Сокровища. Злой человек выносит плохое, из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое».
(Евангелие от Фомы, Фм. 50.)
«Ученики Его сказали Ему: «Кто ты, который говоришь нам это?» (Исус сказал им): Из того, что Я вам говорю, вы не узнаете, кто Я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (Смоковницу) (и) ненавидят его плод (Справедливое Государство), они любят плод (собрание худших и несправедливых людей) (и) ненавидят дерево» (Истинную Виноградную Лозу). (Фм. 48.)
Доброе Сокровище — это подлинное Учение (Знание), Душа и Ум.
Дурное сокровище — это ложное учение (оправдывающее несправедливость в душах людей, в государстве и в мире, ср. Фм. 44; 45, Флп. 97; 70, Ин. 3, 5), злая душа и слепой ум. (Ср. Платон. «Законы». Книга 10. О Благой Душе и Злой душе. Поучения Силуана. О слепом уме.)
Знание — это Бог, потому что «Свет — это Знание...» (Флп. 115) и «Бог есть Свет...» (1 Посл. Иоан. 1, 5. Ср. Флп. 53; 101, Посл. эфес. 4, 24.)
10
Рассмотрим ещё одно высказывание, в котором идёт речь о «Неистощимом Сокровище».
7 «Посему я молился, и дарован мне Разум; я взывал, и сошел на меня Дух Премудрости.
8 Я предпочел Её скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею;
9 драгоценного камня я не сравнил с Нею, потому что перед Нею все золото — ничтожный песок, а серебро — грязь в сравнении с Нею.
10 Я полюбил Её более здоровья и красоты и избрал Её предпочтительно перед Светом, ибо Свет Её неугасим.
11 А вместе с Нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки Её;
12 я радовался всему, потому что Премудрость руководствовала ими, но я не знал, что Она — виновница их. (Ср. Флп. 110.)
13 Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства Её,
14 ибо Она есть Неистощимое Сокровище для людей; пользуясь Ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров Учения».
(Книга Премудрости Соломона. Глава 7.)
Премудрость (София) — это (Мировая) Душа, Ум и Знание (подлинное Учение).
12 «Премудрость Светла и Неувядающа, и легко созерцается любящими Её, и обретается ищущими Её;
13 Она даже упреждает желающих познать Её.
14 С раннего утра ищущий Её не утомится, ибо найдет Её сидящею у дверей своих.
15 Помышлять о Ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради Неё скоро освободится от забот,
16 ибо Она Сама обходит и ищет достойных Её, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними.
17 Начало Её есть искреннейшее желание учения,
18 а забота об учении — Любовь, Любовь же — хранение Законов Её, а наблюдение Законов — залог Бессмертия,
19 а Бессмертие приближает к Богу;
20 поэтому желание Премудрости возводит к Царству».
(Книга Премудрости Соломона. Глава 6.)
Премудрость (Мировая Душа) есть Жизнь, Свет (Знание) и Бог, и по Своей значимости должна почитаться выше Разума. Это Совершенная Душа, которая Едина с Разумом и которая есть Разум.
«Будучи Совершенной и Окрыленной, Она парит в Вышине и правит Миром...»
(Платон. «Тимей», 246 Б-Д.)
Премудрость есть Знание и подлинное Учение.
Она говорит:
12 «Я, Премудрость, обитаю с Разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу.
14 У Меня Совет и Правда; Я Разум, у Меня Сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют Правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи Земли.
17 Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня».
(Притчи Соломона. Глава 8.)
4 «... К вам, люди, взываю Я, и к Сынам Человеческим голос Мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6 Слушайте, потому что Я буду говорить важное, и изречение уст Моих — Правда;
7 ибо Истину произнесет язык Мой, и нечестие — мерзость для уст Моих;
8 все слова уст Моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение Мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что Мудрость лучше жемчуга (ср. Мф. 13, 45-46), и ничто из желаемого не сравнится с Нею».
(Притчи Соломона. Глава 8.)
Рассмотрим несколько высказываний о Душе.
«...Причастная рассуждению и гармонии, рожденная Совершеннейшим из Всего Мыслимого и Вечно Пребывающего, Она Сама Совершеннее Всего Рожденного».
Тимей говорит:
«...Бог сотворил Душу Первенствующей и Старейшей по Своему рождению и Совершенству, как Госпожу и Повелительницу Тела».
(Платон. «Тимей», 34 С.)
«И вот Душа, простертая от Центра до Пределов Неба и окутывающая Небо по Кругу Извне, Сама в Себе вращаясь, вступила в Божественное Начало Непреходящей и Разумной Жизни на Все Времена. Притом Тело Неба родилось видимым, а Душа – Невидимой, и, как причастная рассуждению и гармонии, рожденная Совершеннейшим из Всего Мыслимого и Вечно Пребывающего, Она Сама Совершеннее Всего Рожденного».
(Платон. «Тимей», 36 Е.)
Мировая Душа — это Спутница Совершенного Человека, Исуса Христа. (Евангелие от Филиппа, Флп. 116, Ин. 1, 2-5; 9-10, Евангелие от Фомы, Фм. 110, Посл. эфес. 2, 24-16.)
«Филипп же сказал: «Господи, как же тогда Он явился Совершенным?" —
Совершенный Спаситель сказал ему: «Прежде, чем видимо что-либо из Тех, Что видимы, в Нём — Величество и Власть, ведь Он объемлет Целое Царство, тогда как Его ничто не объемлет. Ибо Он — Весь Разум. И Он — Мысль, и Рассмотрение, и Рациональность, и Сила. Они Все — равные Силы.
И у Него есть Подобие Его Самого — не такое, какое Вы видели и получили, но странное Подобие, окружающее Все Вещи и которое лучше Вселенной. Оно смотрит во Все Стороны и видит Себя из Себя же. Поскольку Оно Бесконечно, то Он — Вечно Непостижим. Он Нерушим и Не Подобен (чему-либо)».
(Раннехристианский текст. Премудрость Исуса Христа.)
Его Подобие — это Душа, которая «ведает Всем неодушевленным (и) распространяется ...по Всему Небу (и «окутывает Небо по Кругу Извне»), принимая порой разные образы».
Спаситель говорит о Ней «Оно», потому что Она есть Душа, Вся ставшая Умом, а Ум имеет Мужскую Природу. (Ср. Раннехристианский текст. Поучения Силуана. Ср. Фм. 118.)
В следующем фрагменте речь идёт о Такой Душе, ставшей Совершенной.
27.11. "Отец Всего, Мысль Света, Дух, живущий в Вышних, над нижними, 15. Свет, живущий в Вышних, Голос Истины, Ум Прямой, Логос Невыразимый и Голос Несказанный, 20. Отец Непостижимый! Это Норея взывает к Ним. Они услышали, Они взяли Её в Место Её Навсегда. Они дали 25. Ей Отца-Ум-Адаманта и также Голос ...Святых,
28.1. дабы Упокоилась Она в Мысли Невыразимой, дабы Она унаследовала Первый Ум, 5. который Она взяла, и упокоилась в Божественном Саморожденном, и родилась Сама таким же самым образом, как Она унаследовала также Логос Живой, 10. и объединилась со Всеми Нерушимыми, и пребывала в Уме Отца. И Она начала говорить Словом Жизни. И Она осталась перед Лицом 15. Возвышенного обнимать Того, Кого Она взяла до Дня Сотворения Мира, обладая Великим Умом Невидимого. И Она 20. воздает Славу Их Отцу и пребывает среди Тех ...(Кто)... в Плероме и Она видит Плерому.
Настанут дни, (когда) Она пойдет 25. к Плероме, и не будет в убытке, так как есть у Нёе Четыре Святых Защитника, которые заступаются за Нёе перед Отцом 30. Всего. Это — Адамант, который
29.1. во Всех Адамантах, так как есть у Него Разумение Нории, которое говорит о Двух Именах, что Они составляют 5. Имя Единое".
(Норея. [Перевод: И. С. Егоренков.)