air написал(а):Интеллект только усугубляет душевность. Духовные не интеллектуальны. Интеллектуальные не могут любить по-христиански самоумаляясь. Знание надмевает.
Не знание само надмевает, а знание без любви. По вашему: Апостол Павел, Учителя Церкви, ну там Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие прочие, не были интеллектуалами? Ну и задумайтесь, зачем вам разум вообще нужен? Ответ: чтобы обобщать любой опыт, в том числе и духовный тоже. Разум не чужд христианству, есть даже такое понятие, как Богомыслие, но разум надо очищать, освящать, в общем надо вести христианскую жизнь, чтобы Богомыслить, чтобы было веденье. Вы любите православие, тогда держите фрагмент из статьи Виноградова: "Святитель Игнатий (Брянчанинов) так и пишет: «Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо слова ум употребляется слово голова»[xv]. Головой мы называем рассудочную способность ума человека, а сердцем — способность ума ощущать, «ощупывать» те явления, с которыми человек соприкасается. Ум духовен, он способен чувствовать, ощущать. Для более полной картины антропологии сделаем одну небольшую оговорку. В нашем обыденном языке мы привыкли говорить об уме и сердце. И под умом в данном случае мы понимаем, конечно, не то, что в аскетической литературе обозначено как ν ούς . Под словом «ум» мы разумеем рассудок, разум – λογική, этимологически связанный с λόγος – словом, мыслью. Рассудок есть способность мыслить, рассуждать, расчленять, поэтому его можно назвать мыслью или словом, как это делает преп. Григорий Синаит. Ум рождает мысль, то есть ум мыслит, рассуждает. Говоря об уме (рассудке) и сердце (духе) как о разных понятиях, разделять их мы все же не можем. Ум (рассудок) и сердце (дух) — это, по сути, одно и то же, это единый ум, умеющий рассуждать и ощущать одновременно". Сергей, разум и сердце, это два крыла ума. Без разума, вы не сможете обобщать какой-либо опыт, рационализировать его. Разум и сердце неразрывны друг от друга, если были бы разрывны, то никто бы не писал никаких трудов о той-же духовной жизни, о вере.