Пелагий отвергает допущение, что на волю человека может оказываться особое давление свыше для выбора им добра. Так он воспринимает богословие благодати Августина. Давление извне означает: т. к. человек ничего не может делать, то все должен делать Бог. Бог не позволяет человеку выбирать по собственной инициативе, но Он оказывает на него давление, что тот выбирает. Тогда, по мнению Пелагия, благодатные вмешательства Бога полностью ограничиваются внешней помощью, и не существует какого-то особого внутреннего воздействия Божия на душу, внутреннего побуждения человеческой души. На это направляет свою критику Пелагий. Притом, говорит он, никак не существует предопределения к святости, ведь тогда у человека отсутствует самостоятельность. Это критикуется Пелагием, такая идея для него бессмысленна. Ну а для Августина бессмысленно обратное. Все происходит не без человека, говорит Пелагий: «cooperationis effectum»13, т. е. речь идет о сотрудничестве человека с Богом в деле своего спасения. Процесс спасения связан с тем, как мы живем. Он не протекает «sola gratia» (только благодатью).
Человек, как он есть, — говорит Пелагий, — способен «жить праведно и свято»21, способен бороться с искушением и грехом: «Ибо существует <...> у нас в мыслях некая природная святость; пребывая как бы в святилище духа, она выносит свое суждение о добре и зле, одобряя поступки честные и справедливые, дурные дела она осуждает, и по свидетельству совести, по некоему внутреннему закону она принимает решения о различных явлениях»22. То, что это так, доказывают ему библейские призывы: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19, 2); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Пелагий спрашивает: как мог сказать такое Бог, если это не так? Как может тогда Бог призывать к святости? Августин, в свою очередь, говорит: человек не может быть свят. Пелагий: справедливый Бог «не мог нам приказать делать невыполнимое, и, Милостивый, Он не может осуждать человека за то, чего тот не в силах избежать»23. Иначе человеку не остается иного выхода, как только биться лбом о стену. Но ведь в Библии содержится достаточно много примеров тому, что люди жили благочестиво, что это им удалось. Итак, Пелагий рассматривает Библию с той позиции, что там описывается, как Бог призывает человека действовать так-то и так-то. Они делают так-то, живут так-то и обретают Божие благоволение.
А. В. Данилов
(Минск, Беларусь)