Иисус.ru Межконфессиональный христианский форум« Общение без границ« ПРАВИЛА ФОРУМА Иисус.ru - не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1-e Петра 3:9) « Текст для размышления на сегодня « Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...(Луки 4:18 )» «Иисус.ru Межконфессиональный христианский форум « Общение без границ «Чтобы тьма исчезла, должен воссиять свет« Иисус.ru Межконфессиональный христианский форум «Общение без границ « ПРАВИЛА ФОРУМА Иисус.ru - не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1-e Петра 3:9)

Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ИСПОВЕДЬ. Л.Н. Толстой.

Сообщений 31 страница 60 из 60

31

А под нами вы кого разумеете, христиан? Если христиан, то единство к примеру в вере в религиозные догмы..

0

32

а для меня христианин это прежде всего тот, кто " дух пришедший от Отца будет говорить о Сыне"

0

33

Геракл написал(а):

Ложь церковная : рукотворные храмы ( типа ветхозаветных), вместо Храма в Душе ;
   Священство ( типа ветхозаветного), вместо "ВСЕ ВЫ БРАТЬЯ"; И ОДИН У ВАС УЧИТЕЛЬ, ОТЕЦ,Наставник.
   Отмена Закона и Заповедей, вместо ВОЗВЕЛИЧЕНИЯ ИХ ДУХОМ ИСТИНЫ, не меняя букву ни на йоту.
   Лжевоскресенье - по плевелам, вместо Воскресения Христа в Субботу.
   Молчи женщина, вместо КТО ВО ХРИСТЕ, ...НЕТ МУЖСКОГО ПОЛА, НИ ЖЕНСКОГО.
   ИТД.
   Достаточно, чтобы быть в непослушании Слову Христа, - ходячим мертвецом.

Это не ложь церковная, это ложь Геракла, концентрированная.

1) Храмы не являются заменой храма в душе.
2) священство - учителя Нового Завета, о которых в Новом Завете же и говорится
3) "Отмена заповедей" - в товарища воображении только. О том, что у этого же товарища с буквой - так вообще страшно даже смотреть... Т.е. тут просто калька с себя самого.
4) Воскресение Христа в субботу - это вообще перл. Так не читать Новый Завет - это уметь нужно.
5) В баню товарищ женскую походу тоже ходит и не видит никаких проблем по этой логике

Кто тут мертвец  - в общем то несложно догадаться.

Отредактировано Sleep (Четверг, 9 февраля, 2017г. 23:21:39)

0

34

по п.2 разрешите с вами не согласиться, православное священство- это просто служители православного культа, т.е. вполне себе такие нормальные служителя некего учения, вот и всё)
ничего в нём на самом деле нет особенного
помню интервью какого-то хорошего парня, молодого священника, и так он правильно рассуждал, что любо дорого, но вот когда ему задали вопрос о неправославных, но так же верующих в Христа, как Господа и Спасителя, заёрзал на табуретке, ибо тут в нём включился православный батюшка и против своего православного учения пойти было боязно)

0

35

гагарин написал(а):

Толстой же написал, что он не исследовал, а принмал верой, иначе его вера в православие не щадерживалась в голове, как он ни сиирялся.  А евхаристия ему далась с особым неприятием, но православные объясняют это как чудо, ведь Иисус сказал так, вот так буквально и считают
а что для вас опреснок? а вино?


Толстой, как и все в начальной вере, полностью доверял  учению отцов - священников, как несущим Истинное Учение Христа.
По мере тщательного исследования Заветов, причём на разных языках, Лев прозревал, и был шокирован ложью отцов - дьяволов, как их назвал Христос.

Тоже самое произошло и с архимандритом Спиридоном, не сразу, но после многих лет службы и сравнения Чистого Учения Христа ( без плевел Константина), с бизнес службой т.н. священства, где поощряется убийство, власть, деньги,  итп.

0

36

Sleep написал(а):

Это не ложь церковная, это ложь Геракла, концентрированная.

1) Храмы не являются заменой храма в душе.
2) священство - учителя Нового Завета, о которых в Новом Завете же и говорится
3) "Отмена заповедей" - в товарища воображении только. О том, что у этого же товарища с буквой - так вообще страшно даже смотреть... Т.е. тут просто калька с себя самого.
4) Воскресение Христа в субботу - это вообще перл. Так не читать Новый Завет - это уметь нужно.
5) В баню товарищ женскую походу тоже ходит и не видит никаких проблем по этой логике

Кто тут мертвец  - в общем то несложно догадаться.

Отредактировано Sleep (Вчера 23:21:39)


Вот так спящие души, не видящие плевелы НЗ, но полностью им доверяя, вместо Чистых Слов из Уст Господа, пребывают в спячке 2000 лет.
ОБ ЭТОМ говорит постоянно Христос : Проснитесь, бодрствуйте, не спите, - т.е. ОТКРЫВАЙТЕ ОЧИ ДУХОВНЫЕ. Преломляйте Хлеба Небесные, а не буквальные. Снимайте покрывала с басен....  Мф.4,4; 13,25; Иоан.6,63; 2КОР.3.

0

37

Геракл написал(а):

Вот так спящие души, не видящие плевелы НЗ, но полностью им доверяя, вместо Чистых Слов из Уст Господа, пребывают в спячке 2000 лет.

Вы хоть каждое свое слово с Большой Буквы пишите, веса ему не прибавится ни на йоту...

0

38

~Татьяна~ написал(а):

( От филиппа 23)
Какова его плоть? (Его плоть) -  Логос, а  его кровь  - Дух святой.

Все знают что во всех религиозных Писаниях существуют Экзотерическое понимание ( для толпы ) и Эзотерическое понимание ( для избранных )
Простым людям Писания и их понимание преподносят буквальное , экзотерическое . Люди протестуют и отвергают .А им предлагают принимать с верою.У всех происходит такой конфликт в сознании как у Толстого. Но кто-то становится атеистом , а кто-то начинает искать скрытый смысл , тайный , эзотерический .
Иисус - воплощенное слово . Смысл слова - Дух Святой , форма слова- его плоть.
Учение в слове - хлеб Небесный , который становится опресноком в церкви
Смысл слова - откровение -  становится кровью.


Да, трудно постигать "характер" ИСТИНЫ.  Легче исполнять СЛОВО ИСТИНЫ, ДАБЫ НАМ ХОРОШО БЫЛО. Вт.10,13; МФ.7,21.

Экзотерика, т.е. буква, проповедующая отцами всех религий, что ХРИСТОС - плоть, бедненький человек, и царствует эта буква в толпах верующих,
уже 2000 лет, во всём мире, и фанатично защищается.

Павел УРАЗУМЕЛ и УВИДЕЛ ИНЫМИ ОЧАМИ НОВОГО ХРИСТА, хотя вначале гнал Его Учение, понимая только по букве и не принимая.

"Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот НОВАЯ тварь;    древнее прошло, теперь все новое." 2Кор.5.

  Павел начинает проповедывать ЭЗОТЕРИКУ, - Внутренний, Духовный смысл буквальных  Слов, начиная от Бытия.

  Обрезание не плоти, но обрезаниеДуховного Сердца от злых помыслов. Мр.7,21.
  Кто во Христе, - в Его Слове, нет различий по полу, по нациям, по бывшим верованиям.
  Все вы БРАТЬЯ, познающие тайну Домостроительства, и Строящие в себе Дом Небесный.

К сожалению, Павлу подсеяли много плевел и приземлили его слова опять в ветхую букву, - в экзотерику.
Но, кто будет сравнивать любое написание,  с Чистыми Устами Христа, - научится отличать плевелы от  ИСТИНЫ.

  ...."будет жить человек, но всяким СЛОВОМ, исходящим из УСТ  Божиих». " Мф.4,4 ; Вт. 8,3.

     "Обращайтесь к Закону и откровению (УСТ). Если они (говорящие или пишущие) не говорят, как это Слово, то нет в них Света." ИС.8,20; Пс.118,88.

0

39

Смирением там и не пахло.

Маруся ) 2017·02·04 ) 14·19

            Смирение переоценённая вещь, вот Иисус Христос был конечно за смирение, но как, скажите, смиренно разогнать храм?
 

0

40

1) Храмы не являются заменой храма в душе.

Сон ) 2017·02·09 ) 23·20

            Это да, но кроме этого:

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

) деяния·апостолов ( 17·24-25 (

            Однако утверждают, что спасение только в храме.

2) священство - учителя Нового Завета

Сон ) 2017·02·09 ) 23·20

            А на самом деле:

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

) евангелие·от·матфея ( 23·2-10 (

 

Отредактировано ) 25·ый ( (Пятница, 14 июля, 2017г. 11:07:02)

+1

41

) 25·ый ( написал(а):

Это да, но кроме этого:

            Однако утверждают, что спасение только в храме.

            А на самом деле:


В Храме = Доме, построенным в Душе.  Пр.9,1.

  Про смирение. Пред кем смиряться ? Пред беззаконниками, ложью ? Или пред непонятным Духовным Словом из Уст Божиих ?
  Пред Истиной, которая не сразу нравится, потому что от многого ложного земного надо отречься.?

0

42

В Храме = Доме, построенным в Душе.  Пр.9,1.

Геракл ) 2017·07·14 ) 19·10

            Вообще-то там сказано следующее:

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

«кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:

«идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».

) притчи·соломона ( 9·1-6 (

            Тобишь о некой деятельности руководимой мудростью, а не то что ты сказал. Тут о хождении путями разума, а не о храме в душе.

Или пред непонятным Духовным Словом из Уст Божиих ?

Геракл ) 2017·07·14 ) 19·10

            Непонятным? Было же сказано:

...Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

) евангелие·от·иоанна ( 18·37 (

            Зачем ты не силишься понять, а расписываешься в непонимании?

Пред Истиной, которая не сразу нравится, потому что от многого ложного земного надо отречься.?

Геракл ) 2017·07·14 ) 19·10

            Вообще-то вот Истина:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

) евангелие·от·иоанна ( 14·6 (

            И что ты из этих слов вынес? Что тебе в этом нравится-не нравится?

 

0

43

) 25·ый ( написал(а):

Вообще-то там сказано следующее:

            Тобишь о некой деятельности руководимой мудростью, а не то что ты сказал. Тут о хождении путями разума, а не о храме в душе.

            Непонятным? Было же сказано:

            Зачем ты не силишься понять, а расписываешься в непонимании?

            Вообще-то вот Истина:

            И что ты из этих слов вынес? Что тебе в этом нравится-не нравится?


  Всё нравится в Премудрости, особенно её Тайна Домостроительства из Семи Столбов Невидимых, с Вечной Пасхою.
Павел её тоже Увидел и Вынес в свой Разум.
Вообще - то,  и вот Истина : Иоан.17,17.

0

44

Вообще - то,  и вот Истина : Иоан.17,17.

Геракл ) 2017·07·15 ) 17·20

            Всё верно, во Христе это стало плотию, оказалось в устах этой плоти или ты не веришь, что:

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

) евангелие·от·иоанна ( 1·14 (

 

Отредактировано ) 25·ый ( (Суббота, 15 июля, 2017г. 18:11:13)

0

45

) 25·ый ( написал(а):

Всё верно, во Христе это стало плотию, оказалось в устах этой плоти или ты не веришь, что:


Верю, 25 -ый, - каждому Слову из Уст Отца и Сына. Мф.4,4.

Не верю некоторым словам противоречивым, - из уст человеческих, в каноне НЗ.  Мф.13,25.

0

46

Не верю некоторым словам противоречивым, - из уст человеческих, в каноне НЗ. Мф.13,25

Геракл ) 2017·07·15 ) 18·13

            Размытая такая оценка, что такого уверенно путеводного у тебя есть, перед лицом чего так называемые тобой противоречия должны понуро склонить голову?
 

Отредактировано ) 25·ый ( (Суббота, 15 июля, 2017г. 22:50:15)

0

47

) 25·ый ( написал(а):

Размытая такая оценка, что такого уверенно путеводного у тебя есть, перед лицом чего так называемые тобой противоречия должны понуро склонить голову?
 Отредактировано ) 25·ый ( (Вчера 22:50:15)


Почему же ?  Есть и отмытая оценка противоречий, и в подробностях. Читай сам. http://www.proza.ru/avtor/izrail&book=1#1

  Вот главная плевела : сдвиг распятия, - со среды на пятницу,  и Воскресения, -  со Святой  Субботы на первый день недели.
  Отк.2,2-5; Мф. 12,40; 13,25.     http://www.proza.ru/2011/10/29/672
 
  Как правило, голову никто не склоняет, а ходят гордо и с насмешками. Свобода выбора.

0

48

3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки."
1-е послание Иоанна 5 глава – Библия: http://bible.by/new-testament/read/48/5/#3

Геракл ) 2017·07·15 ) 18·54

            Вот только есть один нюанс:

потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

) послание·к·римлянам ( 3·20 (

 

Отредактировано ) 25·ый ( (Понедельник, 17 июля, 2017г. 08:51:41)

0

49

) 25·ый ( написал(а):

Вот только есть один нюанс:


  Не оправдается  делами Закона никто, если в МЫСЛЯХ будет сидеть грех.

  Новый Завет - это тот же ЗАВЕТ Отца, но записанный в МЫСЛЯХ. Об этом вся 5-ая глава Матфея.

  А все, вместе с вами, обрадовались римской книжке, под названием Новый Завет ? Долой Закон и Отца ? Бог есть ЗАКОН = СЛОВО.

0

50

Геракл написал(а):

Новый Завет - это тот же ЗАВЕТ Отца, но записанный в МЫСЛЯХ.


Какой ещё Новый Завет?

Новый может даваться тем, кто имел старый.

Ветхий Завет, согласно еврейскому мифу, давался им, то есть договор был заключён с ними их племенным богом.

А остальные то здесь при чём?

Нравится красивое учение героя книги? Это понятно. Хотя он сравнивал представителей других народов с псами

И никакого завета другим народам не давалось и никакого договора с остальными не заключалось. Прозрейте, проснитесь.

Обращение учения ко всем - вымысел евангелистов, написавших тексты (от Матфея и Луки) и поздняя приписка к тексту от Марка.

В книге Деяний сообщается, что Петру в видении было указано не почитать нечистым то, что очистил Дух (и была указана конкретная семья инородцев, которой следовало открыть учение).

0

51

Колливу.

Есть два народа у Бога : Верующие в Его Слово ( "евреи" -странники- пришельцы),  и остальные, - неверующие в Его Наставления.

Верующих Бог учит Словом Своим, и открывает Путь возврата в Дом Отчий, в Вышние Миры.

Неверующим - вечный  круг из праха в прах на планете Земля. Дан.12,2.

  Завет у Бога ОДИН - Вечный, но в ветхой букве.  Это Священные Писания Пророков и Евангелия 12 Апостолов.
  Написан буквальным словом, в притчах, баснях, и понимается, в младенчестве веры, страшными историями по земному.
  Даст Бог Разумения, при Любви к Слову и Труде Духовном, то откроет Бог и СОВЕРШЕНСТВО СЛОВА в Духе Истины, от Бытия по Откровение.

Не ешьте свинячью пищу, - нечистое учение для ДУШИ.

Отредактировано Геракл (Понедельник, 24 июля, 2017г. 11:45:16)

0

52

Геракл написал(а):

"евреи" -странники- пришельцы


Этим словом "евреи" называли Авраама  с его семейством аборигены Ханаана.

И означало оно - пришедшие из-за реки.

Заметьте, однако, что библейский бог не называет свой народ евреями, но Израилем.

Не ешьте свинячью пищу, - нечистое учение для ДУШИ.


Это правильно, а в религиозных книгах содержится немало "свинины".

0

53

коллив написал(а):

Этим словом "евреи" называли Авраама  с его семейством аборигены Ханаана.

И означало оно - пришедшие из-за реки.

Заметьте, однако, что библейский бог не называет свой народ евреями, но Израилем.

Это правильно, а в религиозных книгах содержится немало "свинины".


Евреи, Иудеи, Израиль... - Суть одна, - ДУШИ, Верующие Единому Живому Богу, = Слову Его Священных Писаний ( Чрез Пророков и Апостолов).

  
Быт 40:15 ...ибо я украден из земли Евреев;..
Исх 3:18 ...и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас;..
Исх 5:3 ...Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас;..
Исх 7:16 ...и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе:..
Исх 9:1 ...так говорит Господь, Бог Евреев:..
Исх 9:13 ...и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев:..
Исх 10:3 ...и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев:..

ЕВРЕЕВ – Симфония для Библии: https://bible.by/symphony/word/6/49/

0

54

Геракл написал(а):

Быт 40:15 ...ибо я украден из земли Евреев;.. Исх 3:18 ...и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас;.. Исх 5:3 ...Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас;.. Исх 7:16 ...и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе:.. Исх 9:1 ...так говорит Господь, Бог Евреев:.. Исх 9:13 ...и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев:.. Исх 10:3 ...и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев:..
            ЕВРЕЕВ – Симфония для Библии: https://bible.by/symphony/word/6/49/
            Подпись автора...." Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают." Пс.48.        https://www.proza.ru/avtor/izrail

Так Израилем евреи сделались после того, как заключили завет с Богом у горы Синай.

А до того, они были лишь евреями, которых стал угнетать новый фараон.

Если бы библейский Бог повелел Моисею говорить о Боге Израиля, фараон вряд ли бы понял - о ком идёт речь ...

0

55

коллив написал(а):

Так Израилем евреи сделались после того, как заключили завет с Богом у горы Синай.

А до того, они были лишь евреями, которых стал угнетать новый фараон.

Если бы библейский Бог повелел Моисею говорить о Боге Израиля, фараон вряд ли бы понял - о ком идёт речь ...


Кто  такой  вечный ФА РА ОН ?

0

56

Геракл написал(а):

Кто  такой  вечный ФА РА ОН ?


Что ещё за вздор?

0

57

коллив написал(а):

Что ещё за вздор?


Это символика вечной плотской, языческой веры, у иудеев и христиан в том числе.
Египет - буква.

Или веришь притче о "выходе из Египта", БУКВАЛЬНО ?

Отредактировано Геракл (Среда, 26 июля, 2017г. 19:19:23)

0

58

Геракл написал(а):

коллив написал(а):Что ещё за вздор? Это символика вечной плотской, языческой веры, у иудеев и христиан в том числе. Египет - буква.
             Или веришь притче о "выходе из Египта", БУКВАЛЬНО ?
           
            Подпись автора...." Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают." Пс.48.        https://www.proza.ru/avtor/izrail


Возможно, что-то такое и было. Дыма то без огня, вроде как не должно быть ...

0

59

коллив написал(а):

Возможно, что-то такое и было. Дыма то без огня, вроде как не должно быть ...


  Так ты ещё в Египте  ?  Жди " Моисея", или сам спасайся из мёртвой воды.  Отк.11,8.

0

60

Лев Толстой о Иисусе Христе.

18.12.2008 г.
Толстой не признавал божественной природы Христа, считая Его только человеком. При этом он соглашался с величием нравственного учения Христа, в Котором видел только выдающегося морального проповедника.

27 июля 1909 г. Толстой писал художнику Яну Стыке (письмо опубликовано в журнале <Теософ> от 16 янв. 1911 г.): <Доктрина Иисуса является для меня только одною из прекрасных доктрин религиозных, которые мы получили из древности египетской, еврейской, индусской, китайской, греческой. Главное в принципе Иисуса - любовь к Богу, т. е. ко всем людям без исключения, была поповедана всеми мудрецами всего света: Кришна, Будда, Лао - Тзе, Конфуций, Сократ, Платон, Эпиктет, Марк Аврелий и между новыми: Руссо, Паскаль, Кант, Эмерсон, Чанинг и многие другие. Истина религиозная и нравственная везде и всегда одна и та же, у меня нет предпочтения к христианству. Если я особенно интересовался доктриной Иисуса, то это, во-первых, потому, что я родился и жил между христианами и, во-вторых, находил большое умственное наслаждение в том, чтобы извлекать чистую доктрину из поразительной фальсификации, производимой Церквами>.

Присущая Толстому <безудержная рассудочность> (Г. Флоровский), не позволяла ему признать воскресение Христа. Он игнорировал слова апостола Павла, которые были обращены словно прямо к нему: <Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия. Ибо написано: <погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну>. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?> (1 Кор. 1, 18 - 20).

Отрицая божественную природу Иисуса Христа и ставя Его в один ряд со знаменитыми людьми прошлого, основоположниками великих учений, Толстой тем самым подрывал мистический корень христианства. Сколь бы велик ни был Христос как моралист, в любом случае сведение Его Личности только к одному этому выглядит грубым упрощением. Об этом прямо и точно писал Ф. М. Достоевский в подготовительных материалах к <Бесам>: <Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно вера в то, что Слово плоть бысть. Вера эта не одно умственное признание превосходства Его учения, а непосредственное влечение. Надо именно верить, что это окончательный идеал человека, всё воплощенное Слово. Бог воплотившийся. Потому что при такой только вере мы достигнем обожания, того восторга, который наиболее приковывает нас к Нему непосредственно и имеет силу не совратить человека в сторону. При меньшем восторге человечество, может быть, непременно бы совратилось, сначала в ересь, потом в безбожие, потом в безнравственность, а под конец в атеизм и в троглодитство, и исчезло, истлело бы> (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 11. Л., 1974. С. 187 - 188).

Для того, чтобы изложить свое вероучение, Толстой замыслил собственный перевод всех четырех Евангелий. Это должен был быть не просто перевод, а радикально обновленная версия евангельского текста. Но то, что самому Толстому представлялось как обновление, на самом деле выглядело как позитивистская модернизация, пронизанная духом грубого упрощенчества. Всё мистическое из этой новой версии Евангелия либо изгонялось, либо подвергалось приземленной, позитивистско-натуралистической трансформации. Вот, например, как трактует Толстой рождение Иисуса: <Была девица Мария. Девица эта забеременела неизвестно от кого. Обрученный с нею муж пожалел ее и, скрывая ее срам, принял ее. Мальчика назвали Иисус> (Толстой Л. Н. Четвероевангелие: Соединение и первод четырех евангелий. М., 2002. С. 41). Далее, комментируя стихи о рождении Иисуса у других евангелистов, Толстой прилагает собственный комментарий: <Значение всего места то, что оправдывается позорное рождение Иисуса Христа. Сказано, что Иисус Христос был разумение, он один явил Бога. И этот самый Иисус Христос родился в самых считающихся постыдными условиях, от девы. Все эти главы суть оправдания с человеческой точки зрения этого позорного рождения. Позорное рождение и незнание Иисусом своего плотского отца есть единственная черта этих глав, имеющая значение для последующего учения Иисуса Христа> (Там же. С. 42).

В столь же безапелляционной манере Толстой рассуждает о воскресении Христа и дает общую оценку евангельского текста как книги, в которой много <незначительного>, <глупого> и даже <безобразного>: <Тот, кто теперь, в наше время, будь он католик, протестант, православный, молоканин, штундист, хлыст, скопец, рационалист, како бы ни был исповедания, тот, кто читает теперь Евангелие, находится в странном положении. Тот, кто умышленно не закрывает глаза, тот не может не видеть, что если тут не все, что мы знаем и чем мы живем, то, по крайней мере, что-то очень мудрое и значительное. Но мудрое и важное это выражено так безобразно, дурно, как говорил Гете, что он не знает более дурно написанной книги, как Евангелие, и зарыто в таком хламе безобразнейших, глупых, даже непоэтических легенд, и умное и значительное так неразрывно связано с этими легендами, что не знаешь, что и делать с этой книгой. Толкования к этой книге нет другого, как то, которое дают различные церкви. Толкования эти все исполнены бессмыслиц и противоречий, так что каждому представляется сначала только два выхода: или, осердясь на вшей, да шубу в печь, т. е. откинуть все как бессмыслицу, что и делают 99/100, или покорить свой разум, что и велит делать церковь, и принять вместе с мудрым и значительным все глупое и незначительное, что и делает 1/100 тех людей, которые или не имеют зрения, или умеют прищуривать глаза так, чтобы не видеть того, чего не хотят видеть. Но и этот выход непрочен: Ложь о воскресении Христа была во времена апостолов и мучеников первых веков главным доказательством истинности учения Христа. Правда, эта же басня о воскресении и была главным поводом к неверию в учение. Язычники во всех житиях первых мучеников христианских называют их людьми, верующими в то, что их распятый воскрес, и совершенно законно смеются над этим> (Там же. С. 615 - 616).

Рассуждениями подобного рода, звучащими совершенно чудовищно для каждого христианина, сопровождается весь текст толстовского <Четвероевангелия>. Разумеется, человек, позволяющий себе такие высказывания, не мог считаться христианином. Можно по-разному относиться к деятельности православной Церкви, но нельзя не признать совершенно справедливым предпринятый ею акт анафемы в адрес Толстого.

Каковы же были причины заблуждений Толстого? Почему он сознательное пренебрег светом Христовой истины, предпочтя ей блуждания в темноте?

Причин того, почему богоискательство Толстого обернулось для него плутаниями, экзистенциальными тупиками, депрессиями, духовными кризисами, достаточно много. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К числу внешних причин следует отнести роковое влияние эпохи, в которую Толстому довелось жить. Ее особенность состояла в том, что она была насквозь пропитана духом рационализма, позитивизма, материализма, атеизма. В это время не редкостью были книги, авторы которых стремились доказать, что либо Иисус был не Сыном Божиим, а всего лишь человеком, или же что Он вообще не существовал как историческая личность. Влияние книг такого рода на умы, состояние культуры и общественного сознания было огромным. Не только читатели среднего уровня, но и многие выдающиеся люди после ознакомления с сочинениями Штрауса, Ренана и др., переживали глубочайщие экзистенциальные кризисы и с большим трудом (если обстоятельства складывались благоприятно) выходили из них. Толстой, оказавшийся уже в молодости под влиянием этих рационалистически-позитивистских умонастроений, на всю жизнь остался их пленником.

Среди внутренних причин духовной дезориентированности Толстого на первом месте стоят ложные моральные ориентиры, избранные им под влиянием характерных особенностей его личности. Наиболее очевидна из числа этих особенностей такая черта его характера, которую наиболее точно можно обозначить с помощью понятия гордыни. Этот главный грех пребывал с ним на протяжении всей его жизни. Те, кто знали его, отмечали, что для него с юности было характерно сознание собственной силы и вытекающие отсюда гордость, чувство превосходства над другими. Это сознание распространялось и на интеллектуальную сферу: он любил отыскивать противоречия в учениях, концепциях, доктринах. Ему нравилось высмеивать общепринятые обычаи и оспаривать устоявшиеся взгляды. Он сам неоднократно признавался, что ему, как правило, не нравятся те вещи, которые признаны всеми. Двадцатичетырехлетним юношей Толстой писал в дневнике (запись от 29 марта 1852 г.): <Во мне есть что-то, что заставляет меня думать, что я не рожден, чтобы быть таким, как прочие люди. Отчего происходит это? От несговорчивости, или недостатка в моих способностях, или от факта, что, по правде, я стою на уровне выше обыкновенных людей? Я уже в зрелом возрасте, и развитие мое окончилось, и я терзаем голодом: не славы, - я не желаю славы, я презираю ее, - но желанием приобрести большее влияние в направлении счастья и пользы человечества>.

Потребовалось три года, чтобы это смутное, полное неопределенности желание конкретизировалось, обрело отчетливые очертания ясного мотива. В дневниковой записи от 4 марта 1855 г. (это время Севастопольской обороны) Толстой формулирует посетившую его идею: <Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей блаженства на небе, но дающей блаженство на земле>.

Таким образом, в сознании молодого офицера родилась мысль не просто <великая>, но чрезвычайно гордая и, по существу, богоборческая, поскольку им двигало стремление доказать небожественность природы Христа, отказать Ему в праве быть Сыном Божиим и низвести Его до уровня простого человека.

Таким образом, отсутствие такой христианской добродетели как смирение, составлявшее особенность характера Толстого на протяжении всей его жизни, также заставляло его двигаться по опасной стезе богоотрицания. Писатель не желал слышать и признавать, что Богопознание невозможно без смирения.

Многие христианские богословы рассматривали темные соблазны, одолевавшие Толстого как свидетельства его сделки с дьяволом. Так, архиепископ Никон (Рождественский), известный церковный публицист и редактор духовных изданий изобразил в одной из своих статей прямую сделку Толстого с сатаной: "И тогда сатана явился к нему, повел его на гору, показал ему мир и сказал ему: "Поклонись мне, и я весь мир положу у ног твоих и дам уму твоему веселие, которое тебя поднимет над всеми людьми". И Толстой поклонился сатане, и сатана сдержал свое слово. Совершилось что-то совсем сверхъествественное, что-то непостижимое, что-то чуду подобное. Толстой стал печатать свои лжевоззрения, свои заветы новой религии, вдохновляясь наскоро схватываемыми из книг познаниями и пользуясь своим большим умом. И что же? Тот самый мир, который: не знал Толстого как гения беллетристики, бросился на все революционные во всех областях жизни его проповеди с жаждою не только их читать, но воспринимать их, и по всему миру пронеслась проповедь толстовского учения, и во всех странах земного шара явились толпы преклоняющих, во исполнение обещания сатаны, перед Толстым колена" (Архиепископ Никон (Рождественский). Отповедь князю, глаголющему суетная // Духовная трагедия Льва Толстого. М. - Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Издательство <Отчий дом>, 1995. С. 180).

Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и социология. Русская религиозная мысль. Христианская антропология. Христианская культурология. Том VII. - СПб.: Издательство <Новое и старое>, 2005. - : с.

0