Соня: Как ни странно, большинству людей настоящий Бог не то что не нужен, но они как бы не чувствуют своего голода. Или пытаются утолить его чем угодно, но только не едой.
Соня, а скажите пожалуйста что такое настоящий Бог?
Даже верных слов может быть много и разных. Как в, скажем, в христианстве:
"Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы" (1Ин.1:5) И Бог есть божественный Мрак (Григорий Нисский, да и Дионисий Ареопагит) http://www.vehi.net/areopagit/vlossky.html
Так что вполне полноценный опыт богопознания (как ощупывание слона в притче) может выражаться в трудно совместимых понятиях.
Для меня Бог "психологичен": Бог есть исцеление от неведения, полная реализация человеческого потенциала, потенциала его сознания. Так, гелиевый шарик в созерцании обнаруживает, что он не есть его раскрашенная пластиковая поверхность (как он привык думать). Что на самом деле он есть не пластик, а пространство; неопределимое "пространство в шарике". По мере углубления медитации, приходит осознание: пластик - не барьер. Нет различия между пространством в шарике и всем Пространством. Даже гибель, исчезновение самого шарика ничего не изменит: просто малое пространство соединится с большим, поскольку (вне зависимости от наличия и отсутствия шарика) само разделение всегда было иллюзорно.
В дзогчен это называют встреча Матери с Сыном. В упанишадах: Атман есть Брахман (Аям атма брахма). "Это есть То" (Тат твам аси: «то ты еси»), «Я есмь Брахман» (Ахам брахмасми) и прочие махавакьи, великих изречения в разных мистических традициях.
Даже в не артикулированных (или просто предпочитающих об этом помалкивать) теистических.
К примеру, сущность христианства Отцы определяют так: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом" (св. Афанасий, Ириней Лионский, Василий Великий).
А широко известный раввин Адин Штейнзальц замечает: "Помыслить свое я как отделенное от Бога – это ошибка; и тем не менее, только когда человек видит себя отделенным от Бога, он может дотянуться до Бога".
И в наши дни Зинаида Миркина вопрос о Боге переводит в экзистенциальную, психологическую плоскость:
вопрос "что есть Бог" - в вопрос "что есть я" /"Не спрашивайте, есть ли в мире Бог. Не надо праздных суетных вопросов.."/
Так что для меня "что такое настоящий Бог" есть вопрос личной практики; в моем случае, пока еще такой незначительной, далекой от подлинного постижения.
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.