Назар написал(а):Да, слил в одно, именно. Почему? Потому что если у чувства веры человека не будет серьезной мировоззренческой основы, то такая вера фанатична и всё здание имеет очень зыбкое основание в любое мгновенье может рухнуть. Что собственно и происходит повсеместно.
Брат, ты говоришь, что если чувство веры не опираться на крепкое мировоззренческое основание, то такая вера становится фанатичной, но тут важно заметить одну вещь: в христианстве вера никогда не строится на чувстве. Чувство не является основанием. Оно следует за верой, но не рождает её и не определяет её качество. Поэтому, когда ты говоришь о чувстве веры как о первичном элементе, который нужно укреплять логикой, ты ставишь всё с конца.
Вера в Писании строится не на чувствах и не на логических конструкциях, а на слове Бога и на деле Бога. Например, для Израиля основанием веры было не чувство и не мировоззрение, а событие — Господь вывел тебя из Египта. Для апостолов — факт воскресения. Для нас — то же самое, переданное в свидетельстве, которое Дух Святой делает живым в сердце. Это не чувство и не идея, а реальное действие Бога.
Мировоззрение, рассуждения, аргументы — всё это важно, но оно не является фундаментом. Это кирпичи стены, но фундамент — откровение Божье. Если человек пытается построить веру на логике, он делает то же, что ты справедливо критикуешь: здание получается зыбким. Потому что логика человека меняется, настроение меняется, взгляды меняются. Но если вера стоит на Боге, Который не меняется, тогда уже логика и мировоззрение становятся опорой второго порядка, а не первичного.
Ты совершенно прав, что вера без основания рушится. Но рушится она именно тогда, когда основание — в человеке. В собственных рассуждениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, опыте. Это действительно зыбко. Павел говорит, что мы не на человеческой мудрости стоим, а на силе Божьей. То есть: Бог дал слово, Бог совершил дело, Бог призвал — и человек отвечает доверием. А уж потом он осмысляет, размышляет, строит мировоззрение.
Если перевернуть порядок, получается то, о чём ты пишешь: вера превращается в психологический конструкт, который можно усилить или ослабить рассуждением — а в трудный день он рушится. Но когда вера стоит не на человеке, а на Боге, тогда и разум, и мировоззрение служат ей, а не держат её. Тогда нет и фанатизма, потому что фанатизм — это вера, основанная на себе; а христианство — вера, основанная на Боге.
В этом и разница. Не в том, что ты рассуждаешь — это правильно. А в том, на что ставится фундамент: на Божьем откровении или на человеческой логике. Только первое делает веру устойчивой.
С миром.
- Подпись автора
Если я сам для себя, то зачем я?