Shadoria написал(а):Это ты с Википедии вычитал. Список Отцов гораздо обширен: Ссылка
Мне, например, обидно что в этом списке нет преп. Симеона Нового Богослова, я читала его двухтомник, это потрясающий Отец!
Ну вот тебе Большая Российская энциклопедия.
ОТЦЫ́ И УЧИ́ТЕЛИ ЦЕ́РКВИ, в христианстве традиционное наименование выдающихся богословов и церковных деятелей, сыгравших важную роль в развитии христианской догматики и организации Церкви и выразивших церковное учение и свой христианский духовный опыт в особенно ясной, глубокой и убедительной форме. Вероучительный авторитет О. и у. Ц. признаётся в православной, католич., несторианской и монофизитской традициях (хотя перечень О. и у. Ц. может быть разный). Протестантизм его отвергает, считая единственным источником вероучения Священное Писание. Научно-богословской дисциплиной, занимающейся изучением жизни, произведений и учения О. и у. Ц., а также церковных писателей, является патрология (см. Патристика).
Название «отец» по отношению к духовному наставнику встречается как в Ветхом Завете (4 Цар. 13:14), так и в Новом Завете (1 Кор. 4:15). В таком же значении его использовали раннехристианские авторы (Климент Александрийский, св. Ириней Лионский и др.). В христианской древности отцами Церкви именовались преемники авторитета апостолов. Первоначально отцами Церкви называли почти исключительно епископов, т. к. именно они несли в древней Церкви учительское служение. С 4–5 вв. отцами стали называть и церковных учителей, не имевших епископского сана (однако, как правило, монашествующих). В 5 в. прп. Викентий Леринский в соч. «Памятные записки» выдвинул 3 критерия принадлежности к категории отцов Церкви: православное учение (ортодоксальность), личная святость, древность. Впоследствии в церковной науке был добавлен 4-й критерий – признание Церковью. Авторов, не удовлетворяющих одному или более из этих критериев, но тем не менее принадлежавших к Церкви (Евсевий Кесарийский, Лактанций и мн. др.), принято относить к категории «церковных писателей».
Первый список из 13 отцов Церкви (3 восточных и 10 западных) содержится в письме Псевдо-Геласия (5–6 вв.). Среди всех отцов Церкви Священное Предание со временем стало выделять некоторых особо выдающихся, или «избранных отцов». Один из первых списков выдающихся отцов Церкви был приведён имп. Юстинианом I на заседании V Вселенского собора (553) и утверждён этим собором. В него вошли 12 отцов Церкви (8 восточных и 4 западных): святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Лев I Великий, Августин, а также Феофил Александрийский и Прокл Константинопольский.
Понятие «учитель Церкви» употребляется как в качестве синонима словосочетания «отец Церкви», так и в др. значениях. В патрологич. лит-ре 19 – нач. 20 вв. учителями Церкви было принято именовать церковных авторов, которые не были причислены по некоторым критериям к категории отцов Церкви, но либо несли служение дидаскалов в древней Церкви (напр., Климент Александрийский, Ориген), либо оказали значит. влияние на развитие богословия (напр., Тертуллиан). Иногда учителями Церкви называют особо выдающихся и избранных отцов Церкви. Так, в православной Церкви «великими вселенскими учителями и святителями» именуются святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В Римско-католич. церкви в 1298 папа Бонифаций VIII утвердил список из 8 «великих учителей Церкви»: 4 латинских (святые Амвросий Медиоланский, Иероним Блаженный, Августин, Григорий I Великий) и 4 греческих (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст). В то же время в католич. традиции существует тенденция на основании критерия древности ограничивать эпоху отцов Церкви 1–8 вв. (последним отцом Церкви на Западе считается св. Исидор Севильский, на Востоке – прп. Иоанн Дамаскин). После них следует эпоха учителей Церкви (католической), отвечающих всем критериям святоотеческого авторитета, кроме древности. Причислить богослова к учителям Римско-католич. церкви может только Вселенский собор или папа Римский. В православной традиции критерий древности не имеет решающего значения, т. к. считается, что благодать Святого Духа, вдохновляющая отцов Церкви, действует в любую эпоху бытия Церкви. Поэтому в православном богословии отцами Церкви признаются и те церковные деятели, которые жили намного позднее 8 в. (прп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама и др.).
Для Церкви велико значение письм. наследия О. и у. Ц.: в нём по преимуществу содержится Священное Предание и даётся общепризнанное в Церкви толкование Священного Писания (см. Экзегеза библейская). Поэтому, согласно христианской традиции, все вопросы о вере, о правилах благочестия и церковном устройстве следует решать в свете учения О. и у. Ц. Считается, что труды О. и у. Ц. написаны под воздействием благодати Святого Духа, но в то же время в них присутствует и свойственный отцам, как носителям индивидуальности и как представителям определённой эпохи, культуры и т. д., человеческий элемент. В церковной традиции важную роль играет принцип «согласия отцов» (лат. consensus patrum), согласно которому все О. и у. Ц. не могут ошибаться в одном и том же вопросе вероучения. Богословские мнения, отличающиеся от согласных между собой вероучит. определений всех или большинства О. и у. Ц., однако не признанные явно еретическими, принято именовать теологуменами, не имеющими общеобязательного авторитета.
Я лично придерживаюсь критерия принадлежности к эпохе неразделенной Церкви. Ну и термин есть специальный эпоха патристики.