Духовные задачи, или притча о талантах Часть 1
Как это не удивительно, некоторым приходится напоминать, что они имеют дело с ПРИТЧЕЙ, открыто заявленной в Евангелии как притча.
Происходит так потому, что некоторые "толкователи" притч, на голубом глазу анализируют их как реальное повествование, и строят на этом богословие (!).
Опускаться до такой глупости мы, конечно, не будем, но это никак не снимает ответственности за качество духовного истолкования притчи, которое должно согласовываться с изъяснениями апостолов.
А мы напомним, что изъяснения евангельских притч распределены в посланиях Апостолов, причём они уже переложены в элементы учения и наставлений в познании.
Итак, притча о талантах:
"13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:
15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18. получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта.
20. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
21. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
22. Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
23. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
24. Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25. и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».
26. Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27. посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матфея 25:13-30)
В исходнике на месте фразы "отправляясь в чужую страну" стоит всего одно слово - ἀποδημέω, аподэмео, которое в подстрочнике переведено как "удаляющийся", а по списку значений оно описывет отъезд в дальнюю страну, отлучение в поездку, выезд за границу, и тому подобное.
То есть, в привязке к учению, речь об удалении Иисуса Христа на небо после первого Своего пришествия (Деяния 1:11).
И, разумеется, те части духовного имения, которые Он раздаёт своим рабам, есть те или иные стороны Слова Божия, Писания.
Как и в предыдущей притче, - равно как и во всём Писании. - речь не о деньгах, а о знаниях и познаниях.
Числа, обозначающие цену знаний, указывают на то или иное качество знания, то есть направление познания, в котором каждый из слуг "силён" по благоволению и промыслу Божию.
Рассмотрим числа.
Число "5" обозначает в Писании скрытое, невидимое, и используется для описания таких процессов, как постижение духовного смысла (а он сокрыт от очей плотского ума), познание тайн Царствия, а также для описания неба и Вышнего Иерусалима.
Таким образом, получивший пять талантов имеет склонность к постижению духовного смысла.
Число "2" описывает мудрость в Слове написанном.
Этим числом в Писании описывается рассудительность, способность различать добро и зло.
Двойка всегда относится к Слову написанному, рассуждения которого по законам построения Писания, организованы вокруг разделения на добро и зло.
Таким образом, получивший два таланта имеет склонность к рассуждениям по Слову написанному.
Теперь нетрудно увидеть, что в первом случае речь идёт об имеющем дар Слова знания, а во втором - об имеющем дар Слова мудрости (см. 1-е Кор.12:8).
Наконец, третье число - число "1".
Самое важное число в Писании, описывающее единство.
Применяется для описания единого Бога и одной, единой истины.
Чтобы определиться, с каким даром имеет дело третий слуга, нужно не забывать что речь о первом Пришествии Иисуса Христа.
И когда речь об истине и едином Боге, ситуация выглядит как принятие основополагающих истин веры, которые поданы по Благодати.
Смотрим внимательно:
"2. но, отвергнув скрытные постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2-е Кор.4:2)
"5. мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас" (Галатам 2:5)
"14. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?" (Галатам 2:14)
"5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования
6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине" (Кол.1:5,6)
"10. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения." (2-е Фес.2:10)
"18. которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (л-е Тим.2:19)
"4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2-е Тим.4:4)
"14. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины" (Титу 1:14)
Здесь мы чётко видим, что речь идёт об истинах веры, которык представляют собой основные положения Евангельской вести и Евангельского учения - о жертве, о прощении грехов, о воскресении мёртвых, о единстве во Христе язычников и Иудеев, о вечном суде, и так далее.
Можно сказать, это то же самое что начала учения Христова (см. Евреям 6:1,2).
Таким образом, третий слуга представляет собой образец новичка веры, который находится в самом начале пути, приняв поданные Свыше, по Благодати, истины веры.
В нём ещё не проявились дары, определяющие его в то или иное место в Теле Христовом.
Да и как они проявятся, если он, в отличие от первых двух слуг, не занимался с Писанием, чтобы, подобно им, у него стал проявляться дар Слова знания, Слова мудрости, веры, языков, различения духов, и так далее.
Собственно, теперь нам нужно понять, чего же требуется от тех, кто, подобно нашему новичку веры, принял поданные по Благодати истины Евангельской веры.
Смотрим:
"25. с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2-е Тим.2:25)
"3. запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением" (1-е Тим.4:3)
"4. Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1-е Тим.2:4)
"7. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2-е Тим.3:7)
"32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанна 8:32)
Пожалуй, достаточно, чтобы понять очевидное - поданные истины нужно ещё познать, рассудить.
И выглядит это так:
"11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деяния 17:11)
Здесь нужно понимать, что разбор Писания состоит не в поиске соответствующих пророчеств об Иисусе Христе и сверке образов - чем зачастую занимаются номинальные богословы.
Всё это - детский лепет.
В исходнике стоит слово ἀνακρίνω, анакрино, которое имеет более глубокий смысл:
1. исследовать, расспрашивать, разбирать. (в значении допрашивать, вести следствие);
2. судить, различать, разбирать;
Особенность судебного или следственного разбирательства в том, что ВСЁ подвергается СОМНЕНИЮ.
Те самые истины, которые ты принял как Да и Аминь, в рамках следствия подвергаются сомнению; подвергается сомнению само их существование (!).
Тебе предстоит доказать и показать, что имеются исходные положения Писания, от которых были проложены связи к исследуемым истинам.
Также требуется доказать, что именно такие связи являются истинными и неложными, и показать что конечные выводы являются безвариантными.
И вот так, следствие отсекает версии, и приходит только к одной*, единственной.
На самом деле, это серьёзная задача - воссоздать путь зарождения и явления истины в мир, подвергнув её сомнению (!).
Результатом такого опыта беспристрастного исследовательского познания становится то, что в Писании именуется "умудрение":
"15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса" (2-е Тим.3:15)
В символике Писания подобного рода умудрение в познании обозначается как...удвоение имения.
У знающего Писания читателя, сразу же возникнет перед глазами образ Иова, который после пройденных испытаний умудрился, что было освидетельствовано удвоением его духовного имения.
Но мы-то говорим сейчас не об Иове, а о трёх универсальных духовных задачах, скрывающихся за тремя рабами.
И здесь начинается самое интересное...
Продолжение следует
Отредактировано Ilia Krohmal (Пятница, 28 июля, 2023г. 06:54:12)