Духовные задачи, или притча о минах. Конспективный обзор.
Сам факт того, что в Писании имеются две притчи, рассказывающие об одном и то же разными образами, заставляет задасться вопросом: а что, так можно?
Оказывается, можно, коли Писание так делает.
Вопрос в том, что данный принцип универсален, и его можно использовать например, для описания Слова Божия различными образами, включая образ человека.
Но это слишком непривычно для языческого ума, который думает что поняие "человек" в Писании описывает двуногую биомассу.
Вернёмся к притче о минах:
"12. Итак, сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь».
14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами».
15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16. Пришёл первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин».
17. И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов».
18. Пришёл второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин».
19. Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами».
20. Пришёл третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял».
22. Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?»
24. И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин».
25. И сказали ему: «господин! у него есть десять мин».
26. «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною»" (Луки 19:12-27)
1. В притче появляются граждане, не желающие видеть Господа своим царём.
Раз граждане - значит законные наследники Царствия, то есть Иудеи которым было верено Слово.
Но, как мы знаем, многие из них деградировали и извратили своё избранничество, собственными руками лишив себя наследия.
2. Десять мин раздаются десяти рабам, кажому по одной. В этом - тоже различие с первой притчей, где рабов трое, и одному даётся пять, другому две, третьему - одна условная единица.
Исходя из духовного значения чисел - в чём различие?
В первой притче мы имеем двух рабов, развивающихся в своих дарах: слово знания (5), и слово мудрости (2).
Третий же, рассматривается как новичок веры, которому только предстоит работа со Словом написанным, дабы рассудить истины веры (1), где в ходе процесса могут обнаружиться те или иные дары.
В случае с притчей о минах, все три раба рассматриваются в равных стартовых условиях, когда они только приступают к работе со Словом написанным.
И, как повествует притча, один из рабов зарабатывает пять мин - то есть обнаруживает способность к слову знания.
Другой раб зарабатывает десять мин - обнаруживает способность обращаться со Словом написанным.
Здесь наблюдается отличие от раба из предыдущей притчи, где тот имел два таланта - способности к слову мудрости, и заработал ещё два - развился в этой способности.
Но работа со Словом написанным (10) может включать в себя множество способностей, где слово знания и слово мудрости - только часть из них.
Поэтому данное соотношение универсально, и указывает что раб в целом, уделяет внимание прохождению школы Слова написанного.
3. Что означает - получить в управление город, или города?
В Писании понятие "город" описывает сложившуюся школу Писания, религиозное направление, церковь с тем илииным богословским уклоном.
Поэтому, условный раб, получившй в управление пять или десять городов, указывает на Богословский уклон
соответстующем направлении.
4. Рассмотрим ключевой стих в отношении боязливого раба.
"20. Пришёл третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял»" (Луки 19:20,21)
Здесь, как мы видим, вместо "собираю, где не рассыпал" в первой притче, употребляется ", "беру, чего не клал".
Что у нас в исходнике?
В исходнике на месте "беру" стоит αἴρω, аиро, - традиционное слово в Новом Завете, которое используется 102 раза, и означает:
1. поднимать, подбирать;
2. удалять, уносить, забирать, снимать, отнимать;
3. нести, брать.
Второе слово - тоже радиционное, τίΘημι, тифэми, 96 употреблений, со значениями:
- Класть, ставить, полагать, преклонять (колени);
В детальном списке значений имеется и вовсе более сорока вариантов.
В такой ситуации также существует свой традиционный метод - рассмотрение мест употребления в Писании для поиска характерных смыслов.
И действительно, в Новом Завете львиная доля смыслов распределена вокруг движения вниз (!), а остальное - вокруг такого смысла как "определил", "задал определённый статус или положение".
Таким образом, если мы возъмём за основу доминирующий смысл, который описывает движение вниз - то в духовном смысле, речь идёт об деградации, обмирщении, плотском восприятии, которое снизводит Слово из его духовного превознесённого положения.
Достаточно сказать, что четверть всех употреблений данного слова, приходится на фразу "положить в гроб".
Следовательно, если мы имеем Слово, которое кто-либо снизводит вниз до плотского состояния восприятия, - фактически, хоронит его под тленными смыслами (прахом земным), то Господь, наоборот, поднимает, берёт его вверх, возвращая ему нетленный духовный смысл.
5. Снова обращаемся к ключевому стиху, но на этот раз к другой характеристике Господа:
"20. Пришёл третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял»" (Луки 19:20,21)
Если в первой притче для описания свойства господина используется σκληρός, склэрос, которое говорит о труднопосижимости его образа через Слово написанное, то здесь используется другое слово - αὐστηρός, аустэрос, список значений которого выглядит весьма интригующе:
1) терпкий, вяжущий, кислый;
2) острый, раздражающий;
3) суровый, резкий;
Выбор такого слова для характеристики Господина связан с первым его значением - терпкий, вяжущий, кислый.
В Писании существует три понятия, характеризующий вкус смыслов Слова:
- сладкий. Вкус любви, милости, оправдания, Благодати. "Вы вкусили что благ Господь" (1-е Петра 2:3);
- горький. Вкус подзаконности - вкус суда, осуждения, вины. "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда" (Евреям 12:15);
А вот кислый вкус Слова, описывается так:
"29. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,
30. но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иеремия 31:29,30)
Кислый виноград - незрелая ягода.
Виноград в Писании обозначает откровения Слова, а незрелый виноград - незрелые откровения.
Кислый виноград есть тяжело, это неудобоваримая пища.
Можно сказать, это первые выводы, возникшие при погружении в Писание, и они выходят разочаровывающими.
Теперь вернёмся к рабу, который назвал Господа "жестоким", а на деле - кислым, неудобоваримым.
О чём это говорит?
Да всё о том же: столкнувшись с первыми трудностями, вкусив неудобоваримые смыслы Писания, он отказался от дальнейшей работы.
При этом, нужно иметь в виду, что кислый виноград назван беззаконием, что свидетельствует о незрелости в чтении Писания, выстроенного с многочисленными смысловыми загадками и уловками премудрости в тексте, в результате чего из Слова написанного, по неопытности, извлекаются смыслы, которых в нём нет.
Тем не менее, если ученик не унывает, и движется дальше, то кислый вкус Слова становится первым плодом познания, работающим на конечную пользу:
"17. от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу" (Левит 23:17)
6. Платок.
Во второй притче появляется новый образ - платок, в который третий раб завернул и погрёб истины веры.
Это слово, σουδάριον, соударион, используется в Новом Завете всего четыре раза: у Иоанна 2 раза, один раз у Луки, и один раз в Деяниях.
И вот в Деяниях имеется очень интересная сцена, проясняющая его образ:
"11. Бог же творил немало чудес руками Павла,
12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деяния 19:11,12)
В отличие от традиционного языческо - эзотерического материализма, речь идёт об платках и опоясаниях (фартуках), снятых с ментального тела, то есть с мировоззрения Павла, со всеми функциями этого мировоззрения.
В частности, у такого тела пояс (см. 1-е Петра 1:13: "препояшьте чресла ума вашего ") - у такого тела ума, чресла отвечают за дисциплину и строгость мышления.
Следовательно, платок снятый с тела, копирует снятое, а значит он - притча о памяти, вточности воспроизводящей сказанное или сделанное.
Собственно, теперь образ платка воссоединяется со сказанным в Писании иными образами:
"38. объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
39. и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
40. чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим" (Чисоа 15:38-40)
"15. Помните вечно завет Его, слово, которое Он заповедал в тысячу родов" (1-я Пар.16:15)
Сравним с Новым Заветом:
"2. Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам" (1-е Кор. 11:2)
Хорошо, что ты вточности помнишь истины веры, завернув их в платок памяти. Но этого недостаточно для движения в духовном росте, который требует труда в познании того, что ты имеешь.
И приходит время, когда вокруг тебя формируются ситуации и обстоятельства, взвешивающие и оценивающие твой уровень зрелости, и проверяющие проделанный труд.
А его - нет.
И далее раб лишается прямой Благодати, и переходит под управление непрямой Благодати, когда ввергается в гораздо более мучительный процесс исправления, чем это могло бы быть, если бы он работал над собой на пути ученичества.
Но это уже - другая история.
Отредактировано Ilia Krohmal (Пятница, 4 августа, 2023г. 20:38:14)