Притчи о плевелах и о закваске. Часть 1
В Евангелии от Матфея притча о плевелах идёт сразу после притчи о Сеятеле, и является её дальнейшим развитием.
"24. Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
25. когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
28. Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?
29. Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30. оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою»" (Матфея 13:24-30)
Не касаясь пока изъяснения притчи, - которое, по правилам Писания, производится иными образами, - рассмотрим её связи с притчей о Сеятеле.
Тем же, кто впервые читает, рекомендуем начать с первой притчи в теме - притчи о Сеятеле, - поскольку некоторые вещи изъяснять по второму кругу мы не будем.
Итак, поскольку человек посеял Семя и оно взошло, дав добрый плод (плевелы пока не трогаем), значит согласно притче о Сеятеле, оно принесло плод в 30, 60, и 100 крат.
Соответственно, напоминаем духовный смысл указанных плодов познания (см. первый пост темы):
"30 – описывает духовный Египет, то есть стартовый, плотской, уровень познания. В том числе – знание Иисуса Христа по плоти, и знание по плоти сказанного об Иисусе Христе в законе, пророках и псалмах.
60 – описывает духовный Вавилон, смесь. Вавилон – это попытки духовного толкования Писания.
Здесь человек понимает, что в Писании есть скрытый духовный смысл, но ищет его произвольно, кто во что горазд, так как не имеет ключа Давидова – системы духовного толкования Писания, данной в самом Писании.
Эта система самотолкования Писания не изложена явно, а скрыта за завесой смысловых ловушек, тупиков, силков, и соблазнов, которые нужно преодолеть и взять сокровище.
Завеса испытывает учеников Писания на преданность и верность главнейшей заповеди Писания – заповеди о едином Боге.
Вавилон характеризуется раздробленностью сферы познания на разные школы, течения, направления, исповедания, конфессии, и так далее.
100 – описывает землю Обетованную, а по сути вещей – преодоление века сего в образе мышления.
Плод в сто крат – это истинно духовное мышление, твёрдо стоящее на незыблемых духовных законах познания, проистекающих от свойств Бога, которые и являются законами.
Обратим внимание, что Евангельское учение называет “благим” – то есть имеющим Высшую пользу – не только плод в 100 крат, но и духовный Вавилон (60), и духовный Египет (30)"
А что означает, например, плод познания уровня "Египет" (плотское) или "Вавилон" (псевдодуховное) в отношении чтения Слова?
Означает то, что к Слову, которое по природе чисто и духовно, приписываются несуществующие смыслы, которые именуются плотскими (Египет) и псевдодуховными (Вавилон).
И кто это сделал?
27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
28. Он же сказал им: «враг человек сделал это».
То есть, сам человек это и сделал, пребывая в плотском состоянии ума.
И по плотскому состоянию ума, он именуется врагом, то есть противиком духовного смысла Слова, которого не принимает, и почитает духовные рассуждения безумием (1-е Кор.2:14)
Притча поясняет и момент, когда произошёл посев плотских смыслов:
25. когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
Происходит это, когда люди "спят".
Поразительно, но некоторым приходится напоминать, что это притча, и её ценность в том числе и в том, что даёт возможность проверить себя, и испытать на знание иносказательного языка Писания.
В исходнике на месте понятия "спать" стоит καΘεύδω, кафеудо, которое употребляется в Новом Завете 22 раза - более чем достаточно, чтобы через контекст употребления установить его значение.
Поэтому из многих мест можно выделить наиболее понятное:
"4. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облёкшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1-е Фес. 5:4-8)
Ветхий Завет - завет буквы, ночь; Новый завет - завет Духа, день.
Так что под искомым "cном" подразумевается отсутствие духовного разумения Слова, отстутствие бодрствования над духовным смыслом Слова.
Сравним:
"40. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41. бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Матфея 26:40,41)
В исходнике на месте того, что переведено как "бодр", стоит очень интересное слово - πρόΘυμος, профумос, которое имеет такие значения:
1) желающий, стремящийся;
2) склонный;
3) (хорошо) расположенный, благосклонный, преданный;
4) смелый, храбрый;
5) бодрый;
Обратим внимание, что в стихе 40 Иисус спрашивает учеников - "вы один* час не можете пободрствовать со Мной?".
Во-первых, фраза "один час" - иносказание, и описывает духовное время познания Бога как Единого, а в разрезе Слова Божия - это указание на верность главнейшей заповеди Писания о Едином Боге.
Над этой заповедью, над её духовным смыслом, и нужно бодрствовать, постоянно пребывая в едином часе, дабы не допустить в сознание и мышление разделённых, плотских мыслей.
Во-вторых, для описания бодрствования с Иисусом один духовный час, применяется совершенно другое слово - γρηγορέω, грэгорео, 23 употребления в Новом Завете.
Список его значений:
- бодрствовать; быть бдительным или настороженным;
То есть, в отличие от профумос, грэгорео имеет чёткий однозначный смысл.
Отчего же грэгорео с его однозначным смыслом, не используется для описания того, что дух бодр - а используется другое слово, имеющее многозначность?
Мало того, это другое слово - грэгорео - используется всего три раза в Новом Завете, что дополнительно указывает на его специфичность.
Для переводчиков, опять же, эти наблюдения не являются обязывающими, поскольку они не обязаны знать тайны Царствия, и скрытый смысл Евангельского повествования.
Поэтому в обоих местах они переводят одинаково, следуя контексту внешнего смысла.
Но если мы уделим внимание списку значений искомого грэгорео, -
1) желающий, стремящийся;
2) склонный;
3) (хорошо) расположенный, благосклонный, преданный;
4) смелый, храбрый;
5) бодрый;
- то обнаружим, по крайней мере, в первых трёх значениях общий смысл влечения, тяготения к чему - либо.
К чему же тянется, тяготеет дух? Чтобы быть один* духовный час с Иисусом - то есть то же самое, что собирать с ним в Одно, а не расточать (см. притчу о талантах), а в целом - дух ищет целостности, а не разделения, ищет познания Бога как Единого, познания путей реализации этого Его свойства в текущей действительности.
Поэтому "дух бодр" по контексту внутреннего смысла означает - стремится к целостности, и пребывает в готовности противостать разделению.
И если бы можно было соединить эти наблюдения в итоговый перевод, то он звучал бы с использованием замечательного русского слова: дух единится.
Кстати говоря, из трёх употреблений грэгорео в Новом Завете, два относятся к одной и той же фразе о бодром духе, а третье выглядит так:
"15. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме" (Римлянам 1:15)
Собственно, то благовестие которое Павел проповедует, выстроено вокруг истины веры о едином неразделённом Боге:
"5. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1-е Иоанна 1:5)
Что нам даёт столь подробное рассмотрение контекста бодрствования?
Это даёт возможность уверенно убедиться, что в оппозиционной паре "сон - бодрствование", сон описывает отсутствие стремления к познанию Бога как Единого, так как духовность измеряется способностью соединять всё познаваемое под главою Блага Божия, где Благо - Высшая польза, которую человек не в состоянии наперёд положить в свой жизненный путь, и которая формируется и реализуется только Богом:
"16. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иакова 1:16,17)
Духовность же Слова написанного измеряется тем, что его внутренний контекст, скрытый за завесой буквального смысла, свидетельствует о единоцелостных делах Божиих, о Благе Божием, ведущем через школу Слова написанного ко спасению - обретению целостного, то есть духовного, мышления и сознания.
И об этом мы имеем свидетельство Павла:
"16. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2-е Тим.3:16,17)
Итак сон - есть ослабление или отсутствие связи буквы Слова с духом Слова, когда ум по своей незрелости (притча о Сеятеле), бозливости (притча о минах) или лени (притча о талантах) не в состоянии их прокладывать и поддерживать.
Возвращаясь к притче, мы обнаружим что "враг человек" посеял семя ложных смыслов Слова, когда люди - а по контексту это незрелые умы - спали:
25. когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
То есть, когда человек не бодрствует над духовным смыслом Слова, - а в контексте притчи у незрелых и новичков в вере нет такой способности, потому что они принадлежат уровню 30 и 60, - итак, когда не бодрствует над духом Слова, то его ум "спит", а значит человек становится врагом самому себе, так как плотские мысли свободно проникают в его исповедание и рассуждения, сея ложное чтение Слова.
Запомним это.
И далее обратим внимание, что в притче в землю сердец сеется пшеничное зерно.
Эта непримечательная подробность открывает врата к тайне плоти Иисуса Христа - как Слова, а не как физического человека из мяса и крови.
Мы говорим о плоти и крови именно Слова, что составляет одну из главных тайн Евангельского учения.
Продолжение следует
Отредактировано Ilia Krohmal (Среда, 9 августа, 2023г. 12:52:04)