Притча о десяти девах. Часть 1
Приступая к притче о десяти девах, мы вновь упираемся в десятку.
В разборе предыдущих притч мы дали наперёд готовое определение десятки как дуальной реальности, разворачивающейся исключительно в воображении плотских умов при чтении и толковании Писания.
Между прочим, это означает что она иллюзорна, и является порождением суетного воображения.
Вместе с тем, мы обещали показать, каким образом, изучая десятку в Писании, можно прийти к такому её значению.
Поэтому, прежде чем приступить к притче, пройдёмся по Писанию, и проложим связи к искомому значению десятки.
И, как диктует логика и здравый смысл, начинать нужно с тех мест, где контекст употребления нашего числа немногосложен, и сводится к простому смыслу.
И начнём с этого места:
"20. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма;
21. сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Господа.
23. И подошёл Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24. может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нём?
25. не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26. Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие.
27. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28. может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдётся там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдётся там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдётся там тридцать.
31. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдётся там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33. И пошёл Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в своё место" (Бытие 18:20-33)
Здесь мы наблюдаем, как речь идёт о праведниках, ради которых Господь Бог может пощадить Содом.
Называя духовное число праведников, Авраам снижает планку до десяти, после чего движение вниз прекращается.
Это говорит о том, что десятка ассоциативно увязывается с нижним порогом праведности.
Каков вес подобной праведности в очах Божиих, мы можем узнать отсюда:
"22. все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,
23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её" (Числа 14:22,23)
Знающие Писание могут заметить, что в отношении искушения Господа Бога нигде в Писании не употребляется другого числа.
Рассматривая эту цитату, зададимся простым вопросом: а какого Господа Бога искушают?
И ответ столь же прост: Единого.
Но если это представляется не очевилдным, то давайте взглянем на шестую главу Второзакония, где после того как были озвучены заповеди Дкалога, а Израилю сказано особо, что Господь Бог наш Един есть (Втор.6:4), - после этого говорится следующее:
"16. Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
17. Твёрдо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе"(Втор.6:16,17)
Как же искушали Его в Массе?
"7. И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?" (Исход 17:7)
Итак искушение состояло в разделении Бога на пребывающего "где-то там", и не пребывающего "среди нас".
И говоря всерьёз - не бывает другого искушения Бога, кроме как попыток разделить Его.
Таким образом, искушение Господа Бога десять условных раз состоит в разделении Бога.
Отсюда, вырисовывается схема, когда напротив Единого (1) стоит разделённый (10).
Как сочетается данное свойство десятки с другим её свойством, обнаруженным ранее: нижний порог праведности?
Здесь нужно обратиться к Писанию и вспомнить, что дело закона есть разделение на добро и зло.
Соответственно, праведность от закона является нижним порогом праведности, которым обладают даже язычники, следующие своим законам:
"14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Римлнам 2:14,15)
И здесь нужно иметь в виду, что Бог знает добро и зло, но не делит на добрых и злых.
Делением на добрых и злых занимается закон, предназначенный для самообличения.
Притчи, которые мы разбирали до этого, свидетельствует что Бог смотрит на человека иначе: как на нуждающегося в милости, где нужда в милости освидетельствуется его грехами.
Закоренелые грешники более всего нуждаются в милости.
Но оказание милости - это, чаще всего, непрямой процесс, когда она принимает разные формы и реализуется разными способами.
Вот почему праведники в псалмах говорят о наказании и судах Господних как форме милости.
Сделав это необходимое отступение, мы можем теперь понять, что восприятие милости Божией может быть дуальным, когда кажется что она прерывается, что она иногда есть, а иногда её нет:
"7. И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?" (Исход 17:7)
При таком восприятии, возникает иллюзорная дуальная реальность, которую человек сам создаёт в своём воображении.
Она берёт разгон, расширяется, и распространяется на все дела Божии, придавая им дуальный характер.
Фактически, здесь человек поклоняется и служит воображаемому Богу, ассоциируя Его с законом.
Но закон дан человеку для самообличения, поэтому бесполезно оправдываться делами закона пред Богом: ими оправдываются перед самим законом.
А пред Богом оправдываются верою в Единого Бога, которая опирается на единые, неразрывные, не разделённые в самих себе, свойства Божеского естества.
Безусловно, возникновение иллюзорной дуальной реальности является прямым следствием невежества и отсутствия целомудрия - целостной мудрости.
Если человек готов к тому, чтобы ему объяснили Бога как Единого, - объяснили проложив смысловые связи вплоть до самой реальности, - то иллюзии упразднятся, исчезнут.
Вспомним теперь схему, в которой напротив единицы (Единого Бога) стоит десятка (иллюзорная дуальная реальность).
Какой схемой изобразить объяснение Единого Бога, когда человек готов ради этого отказаться от всего, что имел прежде?
Пожертвовать [единому] Господу Богу десятину:
"17. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего" (Бытие 14:17-20)
Обратим внимание, что пожертвовав десяткой, Авраам получает взамен хлеб учения о Едином Боге, и вино откровений.
Знающий текст Писания читатель вспомнит и другие места:
"23. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог" (Захария 8:23)
Здесь десять условных человек пребывающих в иллюзорной дуальной реальности, берутся за полу Иудея- единобожника, чтобы получить объяснения и познание.
Ещё:
"35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живёшь?
39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа"(Иоанна 1:35-39)
Здесь ученики пробыли у Учителя один день. А решение принято в час десятый.
Вот таким тонкими сочетаниями смыслов в тексте, премудрость Божия выстраивает схему упразднения десятки иллюзорной ральности, построенной на дуализме, через объяснение и познание Бога, как Единого.
Теперь, полагаем, читатель и сам может истолковать недавнее место из притчи о талантах:
"28. итак, возьмите у него [один] талант и дайте имеющему десять талантов" (Матфея 25:28)
Давайте теперь положим такой вариант, когда верующего в "Единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа" (Иоанна 17:3), искушают разделиться в восприятии Бога, - искушают те, кто пребывает в дуальной реальности десятки.
Как это будет выглядеть?
Смотрим:
"8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив:
9. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен (!!!) до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откровение 2:8-10)
Как видим, верующих в Единого Бога искушают точно так же, под эгидой десятки.
Причём нужно отметить, что верующий условной Смирны оказывается погружённым в дуальную реальность, сквозь которую ему нужно пройти неповреждённым.
И в общем, все верующие в единого Бога, пребывают в мире, который навязывает им дуальную повестку отношений между людьми, и с Богом.
Конечно, в Писании - сотни мест употребления десятки, что создаёт богатейший материал для упражнения в толковании и выработке навыков духовного чтения.
Но нам нужно двигаться дальше, где нас ждёт Декалог - Десятисловие.
Тот факт, что он организован как десятка, может поставить в тупик, если подойти к этому без подготовки.
Однако мы уже знаем, что для верующих существует духовная задача прохождения через дуальную реальность, которая будет испытывать и искушать их изменить единому Богу, и даже отречься Его как Единого.
Собственно, Декалог, и является сводом заповедей, помогающих пройти сквозь дуальную реальность неповреждённым.
А если мы и допускаем ошибки и прегрешения - то имеем кровь звета, очищающую и зашиающую нас.
Тем не менее, чтобы убедиться именно в таком предназчении Декалога, как Десятисловия, нам нужно разобрать его структуру.
Чем мы и займёмся вначале следующего раздела, постепенно приближаясь к нашей притче.
Продолжение следует
Отредактировано Ilia Krohmal (Среда, 8 ноября, 2023г. 10:57:36)