Притча о неверном управителе. Часть 4
Следующий стих:
"9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Луки 16:9)
В исходнике на месте слова "богатство" стоит знаменитое μα(μ)μωνᾶς, маммонас - богатство неправедное, которое употребляется в Новом Завете всего четыре раза.
В то же время, в Новом Завете для описания богатства повсеместно употребляется другое слово - πλοῦτος, плоутос.
Интриги к призыву приобретать друзей посредством маммоны добавляет от факт, что несколькими стихами ниже Иисус заявляет:
"13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним"(Луки 16:13,14)
Сребролюбие фарисеев в номинальном христианском богословии, сидящем на языческом чтении Писания, превратилось в жупел, который по умолчанию приписывает фарисеям страсть к физическим деньгам.
Но речь, разумеется, не об этом, а о желании обладать как можно большими знаниями, имеющими преходящую ценность, но которыми можно превозноситься и самоутверждаться.
Что это за знания, и по какому принципу они обозначаются как временые и преходящие - об этом нужен отдельный подробный разговор.
В самой цитате им даётся характеристика - богатства неправедные, то есть познания, приобретённые не в праведности веры Божией, а по вере человеческой, о представителях которой говорится, что они "невежды в вере"(2-е Тим.3:8).
Но вернёмся к искомой цитате:
9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Рассмотрение исходника и подстрочника, обнаруживает сложности, с которыми пришлось столкнуться переводчикам.
Нужно понимать, что переводчики не обязаны знать тайны Царствия, премудрость тайную сокровенную (1-е Кор.2:7).
Отсюда, им веьма сложно уловить принцип, по которому для выражения особых смыслов, связанных с сокровенной премудростью, в тексте подобраны слова.
Очень часто, значения таких слов носят переносный смысл, в то время как переводчик не может этого знать, отчего при переводе подбирает либо обтекаемые смыслы, либо подгоняет под положения номинального богословия.
Например девятый стих, с поправками по подстрочнику, выглядит так:
9. И Я говорю вам: сами себе сделайте друзей из маммоны неправедности, чтобы, когда исчезнет, они приняли вас в вечные жилища
Слово "сделайте" в подстрочнике является наиболее частым переводом глагола ποιέω, поиео, который означает "делать", "творить", "производить".
Но перевели его как "приобретать", потому что посчитали, что речь о физических деньгах и приобретению через них расположения.
Далее, греческое ἐκλείπω, еклеипо, которое перевели как "обнищаете", имеет вовсе не такое значение, - а "прекращаться", "кончаться", "проходить", и относится не к третьему лицу, а к самому богатству, которое прейдёт, отыграет свою роль.
Слово же "обнищать" в гречеком исходнике - совсем другое. Это πτωχός, птохос, которое употребляется в Новом Завете 34 раза.
Наконец, такое, казалось бы, понятное слово "друзья".
В Писании, на уровне духовного смысла, который обращается в ментальной сфере, термин "друзья" очищается от обывательского налёта, и превращается в понятие описывающее совпадение интересов.
А теперь вспомним два взаимоисключающих утверждения:
"4. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иаакова 4:4)
"34. Пришёл Сын Человеческий: ест и пьёт; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
35. И оправдана премудрость всеми чадами её" (Луки 7:34,35)
То есть Иисус Христос вполне себе дружит с миром, - чему возмущаются Иудеи, - но к этому факту прилагается пояснение:
"35. И оправдана премудрость всеми чадами её" (Луки 7:35)
Другими словами, дружба с миром строится премудро, а не в лоб, где в последнем случае с миром совокуплются - о чём Иаков и говорит, обращаясь к прелюбодеям.
Вернёмся к искомому стиху:
9. И Я говорю вам: сами себе сделайте друзей из маммоны неправедности, чтобы, когда исчезнет, они приняли вас в вечные жилища
Если даётся совет делать для себя друзей из богатства неправедности, - а затем, когда маммона проходит, эти друзья высвобожаются из её оков, чтобы встретить нас в вечных обителях - то кто эти друзья?
В текущей притче, таким другом сделан домоправитель, то есть дуальные основы мира, с помощью которых запускается процесс познания в рамках разделения на добро и зло.
В этой связи, стоит вернуться к мытарям и грешникам, коим Иисус Христос - друг.
Дело в том что оба этих понятия, носят иносказательный образ, и описывают человека познающего Писание.
Человек, познающий Писание - мытарь и грешник, и это далеко не единственые образы одного и того же процесса.
Если с грешником должно быть более-менее понятно, то с мытарем необходимо знание символики денег, и зарабатывания познаний.
Мытарь собирает налог в пользу господина; на языке Писания - собирает с познающих Писание меру познания, отвечающую интересам тех самых начал мира, которые являются господином всех грешников и мытарей до времени прозрения.
Мытарь, таким образом, не просто грешник, а плотской учитель Писания.
Так что история условного апостола Матфея разорачивается с другой стороны.
Если Иисус сделал друзьями мытарей и грешников, зарабатывающих богатства неправедные, то притча советует ученикам Иисуса Христа делать то же самое.
Но зачем становиться другом в подобных вещах? Это ключевой вопрос.
И притча даёт на это ответ:
"10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?
12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?"(Луки 16:10-12)
То есть условием того, чтобы доверить богатство нетленных знаний, явяется верность в приобретении знаний тленных.
Здесь нужно понимать, что верность состоит в соблюдении самого процесса, итогом чего является наработка навыка.
Механизм процесса состоит в разделении, рассечении, противопоствлении, отделении, обособлении.
В плотском познании это происходит ради выживания, чтобы выделиться, самоутвердиться, подчинить, и подавить остальных.
Но если этот навык подчинить не плоти но духу, то тогда результат будет следующий: разделить, чтобы правильно воссоединить.
Писание:
"14. твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евреям 5:14)
Совершенные различают добро и зло, но не с целью самоутверждения, а чтобы помочь преодолеть заблуждения, заместить неведение - ведением, и исцелить душу.
И притом, навык разделения используется совершенными в тех случаях, когда это востребовано ситуацией, ибо у совершенных между собой используются другие критерии оценки, от Евангельского учения, не оперирующие разделением.
Итак, поведём итог притче.
Приобретение тленных знаний и познаний необходимо как процесс, вырабатывающий навык различения, который затем будет использован для служения Духу, а не плоти.
И таким образом, сей навык, действовавший вначале в интересах плоти, преобразутся в навык действуюшй в интересах Духа, и встречает нас в вечных обителях.
Значит, первоначальный процесс можно сделать своим другом, то есть поощрять его и управлять им так, чтобы происходила подготовка к смене домоправителя.
В этом и состоит смысл того, чтобы сделать себе друзей из богатства неправедности.
Мало того, сей навык распространяется на все те качества познания, что перечислены в лестнице Петра - благочестие, рассудительность, воздержание, терпение, и так далее.
И если мы говорим о плотском благочестии, рассудительности, воздержании, терпении, то точно также, при смене хозяина у основного навыка, эти качества преобразуются в духовные, и примут нас в вечных обителях.
Окидывая взглядом истолкование притчи, читатель теперь может убедиться, насколько далеки от духовной реальности те пошлые материалистические толкования, обслуживащие языческое сознание, с которым приходят новички веры в мир Писания.
Но у него есть своё время и срок, чтобы оставить его, и перейти к правде Царствия, которая берётся усилием.
Отредактировано Ilia Krohmal (Пятница, 21 июля, 2023г. 04:59:14)