Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ««

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ«« » Философия и Общество » Об истории цивилизации, или Орден красного креста


Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Сообщений 241 страница 270 из 442

1

Человеческая цивилизация — это прекрасный вечноживущий цветок, который нужно защитить от зла, чтобы его не сорвал и не лишил жизни наш противник.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 23 ноября, 2025г. 20:28:22)

0

241

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

"Франсуа Жирардон. Конная статуя короля Людовика XIV (1683), украшавшая Вандомскую площадь в Париже, и уничтоженная во время Великой Французской революции 1789—1799. В Лувре (и Эрмитаже) сохранились бронзовые модели этой скульптуры."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Суббота, 6 декабря, 2025г. 23:23:13)

0

242

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Шарль Лебрен (1619-1690) — символ Людовика XIV, потолок Зеркального зала в Версальском дворце.


Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Гобелен "Охота", Франция, XVII век.


Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Королевский Герб Королевства Франции (1589-1789).


Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Гобелен "Геральдические драпировки", Франция, конец XVII век. Королевская мануфактура Гобеленов.


Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Шарль Лебрен (1619-1690) - Семейство царя Персии у ног Александра, или Шатёр Дария. Версаль, Национальный музей из дворцов Версаля и Трианона.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Версальский дворец (фр. Château de Versailles, фр. [ʃɑto d(ə) vɛʁsɑj]) — бывшая королевская резиденция, построенная королём Людовиком XIV в Версале, примерно к западу от Парижа, Франция.


Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Гобелен "Сады Людовика XIV", Франция, XVII век.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 06:35:55)

0

243

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Шарль Лебрен (1619-1690) - Вступление Александра в Вавилон (1664), Лувр.

"Во Франции XVII век практически полностью был посвящен воспеванию абсолютной монархии и, особенно, правлению Людовика XIV, что нашло свое отображение и в драматургии. Благодаря великим произведениям драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина, преобладающим театральным жанром того времени становится трагедия.

Но и комедия тоже пользовалась популярностью. Она, в отличие от трагедии, была не столь претенциозной и выспренней. Французская комедия затрагивала повседневные проблемы и была максимально приближена к настоящей жизни. Главный комедиограф того времени - Жан-Батист Мольер."

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Талия и Мельпомена.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Жак Лепотр «Представление Мнимого больного Мольера в Версале», 1674. Гравюра.


"Премьера этой пьесы состоялась в феврале 1673 года в театре Пале-Рояля. Мольер, исполнявший роль ипохондрика Аргана, успел сыграть ее всего несколько раз: через два часа после четвертого представления спектакля он скончался. Комедию в Версале играют уже после его смерти, в третий день празднеств, проходивших в июле: спектакль дается под открытым небом в присутствии короля и его двора. Сцена такой ширины, роскошно украшенная и освещенная пятью большими люстрами, была необходима для балетов, дававшихся в прологах и между действиями."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 06:50:09)

0

244

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Пьер Патель (1605-1676) — Версаль примерно в 1668 году.


Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Гобелен "Людовик XIV в Версале", Франция, XVII век.


"Когда дворец был построен, Людовик XIV распорядился, чтобы в Версальский дворец для осмотра его красот беспрепятственно и бесплатно мог зайти человек любого звания и сословия, а также любого имущественного статуса. Единственным условием было наличие у посетителя шляпы и шпаги. Тем, у кого их не было, давали эти атрибуты здесь же напрокат."

"Местом для строительства нового дворца юный король избрал маленький поселок юго-западнее Парижа, в котором его отец, Людовик XIII, построил скромный, но уютный, охотничий павильон. Впоследствии на этом месте, среди леса, вырос замок — из камня, кирпича и кровельного сланца.

Людовик XIV превратил его в самый большой дворец в Европе, где могли одновременно разместиться 20 000 человек."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 07:04:55)

0

245

Об истории цивилизации, или Орден красного креста
Шарль Лебрен (1619-1690) — Александр и Порус (1673).

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 11:59:01)

0

246

Порус (на слоне), сражающийся с Александром Македонским, на «победной монете» Александра (отчеканенной около 324–322 гг. до н. э.).

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Победная монета Александра Македонского, отчеканенная в Вавилоне около 322 г. до н. э. после его походов на субконтинент.
Аверс : Александр коронуется Никой.
Реверс : Александр атакует царя Пора верхом на слоне.
Серебро.

"Квинт Курций Руф упоминает солдат авангарда Пора, несущих знамя «Геракла» во время противостояния с Александром."

"Битва завершилась решительной победой греков; однако А. Б. Босворт предостерегает от некритического прочтения греческих источников, которые явно преувеличивали. Александр проводил атлетические и гимнастические игры на этом месте и даже приказал построить два города в память о нем: Никею на месте своей победы и Буцефала на поле битвы, в память о его коне. Позже вавилонский монетный двор чеканил декадрахмы, изображавшие Александра верхом на коне, вооруженного сариссой и атакующего двух индийских солдат верхом на слоне."

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Александр Македонский и король Порос – Опера Антонио Чести Бурначини – 1750.

"Несмотря на, казалось бы, однобокие результаты, Александр был впечатлен Пором и решил не низлагать его. Его территория была не только восстановлена, но и расширена, при этом войска Александра присоединили территории Главса, правившего к северо-востоку от царства Пора. Кроме того, Омфис примирился с Пором."

"Затем была организована совместная экспедиция против территории к востоку от Ченаба, которой правил враждебный двоюродный брат Пора; ранее он подчинился Александру, но, заподозрив повышение ранга Пора, решил бежать со своей армией. Дата этой битвы остается спорной; войска Александра захватили его земли, прежде чем встретить упорное сопротивление у окруженной стеной Сангалы на другой стороне Рави. Осадная война была проведена с блестящим успехом, и полномасштабная атака началась, как только Пор присоединился к своим слонам. После того, как Сангала и союзные города были разрушены, Пору разрешили разместить свои гарнизоны.

После этого Александр беспрепятственно двинулся к Беасу и даже намеревался пересечь его в направлении Гангской равнины; однако муссон был в самом разгаре, и его измотанные войска оставались упрямыми, несмотря на его уговоры и угрозы. Неохотно Александру пришлось отказаться от своих планов и повернуть назад. Таким образом, Пор был утвержден в качестве фактического правителя всей территории к востоку от Джелама, без европейского сатрапа, с которым он мог бы совместно править, в отличие от Амбхи и Абисареса. Обратный переход через Джелам был длительным событием; наполненным празднествами, он привлек тысячи людей."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 16:34:04)

0

247

"К востоку от царства Поруса, недалеко от вернуться,  находилось могущественное царство Магадха, управляемое династией Нанда.

По словам Плутарха , во время битвы Александра на реке Гидасп армия Магадхи на востоке насчитывала 200 000 пехотинцев, 80 000 кавалеристов, 8 000 колесниц и 6 000 боевых слонов, что обескуражило людей Александра и остановило их дальнейшее продвижение на индийский субконтинент:

"Что касается македонян, то борьба с Пором притупила их мужество и остановила дальнейшее продвижение в Индию. Ибо, изо всех сил пытаясь отразить нападение противника, насчитывавшего всего двадцать тысяч пехоты и две тысячи всадников, они яростно воспротивились Александру, когда он настоял на переправе через реку Ганг, ширина которой, как они узнали, составляла тридцать два фарлонга, глубина — сто саженей, а берега её на другом берегу были покрыты множеством латников, всадников и слонов. Им донесли, что цари гандеровцев и пресийцев ждут их с восемьюдесятью тысячами всадников, двумястами тысячами пехотинцев, восемью тысячами колесниц и шестью тысячами боевых слонов. И в этих сообщениях не было никакого хвастовства. Андрокотт, правивший там вскоре после этого, подарил Селевку пятьсот слонов и с армией в шестьсот тысяч человек покорил и покорил всю Индию."
Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», «Жизнь Александра»

Измученный и напуганный перспективой столкновения с другой гигантской индийской армией на реке Ганг, его армия взбунтовалась у Гифазиса (современный Беас), отказавшись идти дальше на восток. Александр, встретившись со своим офицером Кеном, убедился, что лучше вернуться."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 16:39:46)

0

248

"После смерти Александра Селевк I Никатор, основатель династии Селевкидов и бывший диадох, захватил контроль над Месопотамией и восточными сатрапами бывшей Македонской империи."

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Тетрадрахма Селевка из Селевкии. Аверс: голова Зевса. Реверс: Афина со слонами.

"Империя Селевкидов была одной из крупнейших держав эллинистического мира, пока не была побеждена Римской республикой и Парфянской империей в конце II — начале I века до н. э."

"Антиох I Сотер (древнегреческий: Ἀντίοχος Σωτήρ, Antíochos Sōtér, «Антиох Спаситель»; ок.  324/3  — 2 июня 261 г. до н. э.) был греческим царем империи Селевкидов. Антиох стал преемником своего отца Селевка I Никатора в 281 г. до н. э. и правил в период нестабильности, который он в основном преодолел до своей смерти 2 июня 261 г. до н. э. Он является последним известным правителем, которому приписывается древний месопотамский титул Царь Вселенной."

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Серебряная тетрадрахма Антиоха I Сотера, отчеканенная в Магнезии на горе Сипил, с портретом Антиоха на аверсе.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 16:53:27)

0

249

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Доменикино. Царь Давид, играющий на арфе
Тайное.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Рене-Антуан Уасс — Конный портрет Людовика XIV.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 17:44:05)

0

250

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Статуя Людовика XIV (Салон Венеры).

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 18:07:49)

0

251

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.
Портрет Петра I (Конец XVII века (?)).
Государственный Русский музей.

Гравюра резцом раскрашенная. И.: 40,4 х 28,0. Л.: 44,2 х 35,0.
Гр.-16801.
Период
XVII век.
Типология / подвид
Гравюра на металле.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | мужской портрет | Романовы | правители Российского государства | императоры | прически | военная одежда | мужской костюм | монархические регалии.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Портрет Якова Тургенева.
1694 (?)

Холст, масло. 105 x 97,5
Ж-4902.

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец под Москвой.

Экспонирование
Актуальное размещение предметов в залах может отличаться. Уточнить информацию
Михайловский дворец.

Зал 5. Петровские пенсионеры. И. Н. Никитин, А. М. Матвеев.
Период
XVII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | парсуна | мужской портрет | мужской костюм | головные уборы.

Петр Великий и его эпоха. Петру I посвящается.
Петр Первый. Время и окружение.

"Тургенев Яков Федорович (?–1695) был участником «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», сообщества, созданного Петром I для придворных увеселений. В том собрании Тургенев изображал «старого воина и киевского полковника», в роли которого он и запечатлен. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 76.

Тургенев Яков Федорович (16? – 1695). Жилец рейтарского строя, находился в службе с 1671. Командовал ротой в Кожуховском походе (1694). В январе 1695 праздновалась шутовская свадьба Я. Ф. Тургенева, вскоре после которой он умер. Петр I. Время и окружение. СПб. 2015. С. 126.

Один из самых известных портретов так называемой Преображенской серии. Самое раннее упоминание о портрете содержится в «Описи» 1735 года, согласно которой «персона Якова Тургенева» находилась в Передней. Затем он значился в «Описи» картин Эрмитажа. Считается, что портрет написан не позже лета 1694 года. Однако возможно, что это произошло и осенью того же года. Петр I. Время и окружение. СПб. 2015. С. 97.

«Преображенская серия» — редчайший памятник раннего светского искусства в России. Ее персонажей традиционно называли изображениями шутов Петра I. Наименование «Преображенская серия» было предложено Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным и возникло в связи с обнаруженной авторами описью Преображенского дворца под Москвой 1739 года, в которой значились портреты («персоны») Якова Федоровича Тургенева, Андрея Бесящего, Матвея Филимоновича Нарышкина, а также «картина Алексея Ленина с хлопцем». Ближайшие сподвижники Петра времени «начала славных дел», они были участниками уникального объединения. Составленные самим царем документы свидетельствуют, что называлось оно «Всепьянейшим сумасброднейшим собором всешутейшего князь-папы». Исследователи единодушно относят начало «соборов» к концу 1680-х — началу 1690-х годов.

Основу серии составляют восемь портретов, исследователи дополнили ее портретом «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова. Однако, судя по всему, портретов было не менее одиннадцати, в описи 1739 года значились еще «Персона Князя Федора Юрьевича Ромодановского», «Персона Никиты Моисеевича Зотова», «Персона Ивана Ивановича Бутурлина», «Персона дурака Тимохи», местонахождение которых неизвестно.

Считается, что серия создавалась для Нового дворца, построенного в 1692 году на берегу Яузы близ солдатских дворов Преображенского полка. Портреты находились там, видимо, до последней четверти XVIII века, а когда дворец обветшал, были перевезены в Петербург, хранились в собрании Императорского Эрмитажа, а затем были переданы в Гатчинский дворец.

В 1929 году почти вся «Преображенская серия» поступила в Русский музей, но два года спустя портреты стольника И. А. Щепотева и неизвестного в коричневой шубе переданы из ГРМ в ГТГ.

Основным для датировки всех известных портретов серии считается следующий исторический факт: изображения бородатых персон (Тургенева, Нарышкина или Веригина) могли быть исполнены до 26–30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр стал собственноручно стричь бороды своим боярам, собравшимся для встречи царя в том же Преображенском дворце. Таким образом, наиболее вероятна датировка серии — 1690-е годы (до 1698). Большинство исследователей считают, что портреты серии были написаны русскими мастерами, живописцами Оружейной палаты, услугами которых Петр пользовался особенно широко именно в 1690-х — начале 1700-х годов. Н. Х. Неизвестный художник. СПб. 2012. С. 23."





На этом портрете на поясе Якова Тургенева изображены цвета Русского флага. Это триколор (сверху вниз): красный, белый, синий цвета.

Мы видели на других изображениях на таком флаге (на средней белой полосе) изображение двуглавого орла или скифской богини Апи.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 20:41:21)

0

252

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.

Портрет Андрея Бесящего — А. М. Апраксина.
Между 8 октября 1696 – не позднее 11 мая 1697.

Холст, масло. 93 х 88
Ж-3984

Пост. не ранее 1948 из ГЭ (?); ранее — Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец под Москвой.

Период
XVII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | портреты придворных лиц | мужской портрет | парсуна | мужской костю

Петр Великий и его эпоха. Петру I посвящается
Петр Первый. Время и окружение.

"Андрей Матвеевич Апраксин (1663–1732) — брат царицы Марфы Матвеевны, генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и сенатора П. М. Апраксина. Стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 — граф. Носил шутовской сан члена коллегии кардиналов «Всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» и прозвище Бесящий. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 123.

Прозвища имели все участники «Всепьянейшего собора», в том числен сам Петр, прозывавшийся протодиаконом Питиримом. На то, что под именем Бесящий скрывается любимый стольник царя Иоанна Алексеевича, родной брат царицы Марфы Матвеевны и генерал-адмирала Федора Матвеевича, Андрей Матвеевич Апраксин, впервые указал П. Н. Петров (Кат. исторической выставки. С.15. №42). Это прозвище Апраксин мог получить в сентябре 1696, когда «...государь царь и великий князь Петр Алексеевич <..> изволил идтить в поход к Троице в Сергиев монастырь <...> И в то время у того вышеписанного монастыря, у Святых ворот, били челом ему, великому государю, стольники Василий Тимофеев сын Желябужский с сыном своим Семеном на Андрея Матвеева сына Апраксина, в бою своем и в увечье, что он, Андрей, озорничеством своим бил их в прошлом 204 (1696) году августа в 18 день, в калмыцком табуне под Филями. <...> И великий государь в Преображенском того дела слушав приказал: Василью Желябужскому и сыну его Семену за бой их и за увечье доправить на нем, Андрее, денег вдвое против их окладов, а за лживую сказку, что он сказал ложно, и за озорничество его указал было великий государь учинить ему, Андрею, наказанье, бить кнутом нещадно, и по упрощению благочестивой государыни и великой княгини Марфы Матвеевны наказанья чинить ему, Андрею, великий государь не указал...» (Желябужский. С. 298-299).

Таким образом, А. М. Апраксин мог получить прозвище Бесящий не ранее октября 1696 года. И поскольку бородатые приближенные лишились своих бород не позднее 30 августа 1698 года, портрет, скорее всего, можно датировать временем между октябрем 1696 и августом 1698. Следует подчеркнуть его хорошую сохранность: выявлены лишь небольшие авторские правки.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 29."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 20:45:49)

0

253

Пояс Якова Тургенева при увеличении изображения:



Об истории цивилизации, или Орден красного креста




У Андрея Матвеевича Апраксина на воротнике плаща изображена свастика, на левой и на правой сторонах.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 21:04:58)

0

254

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Портрет «патриарха» Милака – боярина Матвея Филимоновича Нарышкина.
Между 1688 и 1692. Не позднее 1692 (?)

Холст, масло. 86,5 х 75.
Ж-3935

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец под Москвой.

Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | эпоха Петра I (1682-1725) | парсуна | мужской портрет | прически | мужской костюм.

Петр Великий и его эпоха. Петру I посвящается
Петр Первый. Время и окружение.

Матвей Филимонович Нарышкин (16(?)—1692) — родственник царицы Натальи Кирилловны. В 1674–1676 — воевода в Великом Устюге. С 1678 — дворянин московский, с 1686 — стольник, с 1688 — окольничий, с 1690 — боярин. Носил шутовской сан «патриарха» «Всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» и прозвище Милак.

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.

"По-видимому, одно из самых ранних изображений «Преображенской серии». С именем Матвея Филимоновича Нарышкина его впервые соотнесли Н. М. Молева и Э. М. Белютин внимательным прочтением сочиненного самим Петром I в 1717 «чина поставления князь-папы». «Еже да поможет, — говорится в нем, — мне честнейший отец наш Бахус предстательством антицесарцев моих Милака и Аникиты, дабы их дар духа был сугуб во мне…». Авторы ссылаются на документы, опубликованные историком М. И. Семевским. Другими словами, новый шутовской патриарх просил благословения от своих предшественников — Матвея Нарышкина и Никиты Зотова.

Подтверждение того, что патриархом Милаком назван боярин Нарышкин, обнаруживается в «Истории» дипломата и писателя Б. И. Куракина, который писал, что «окольничей, муж глупой, старой и пьяной, которой назван был патриархом…». Именно М. Ф. Нарышкин был окольничим с 1688 по 1690 год, следовательно, «поставление» первого патриарха и начало «соборов» относится именно к этому периоду. Обнаруженная в архивных документах дата смерти М. Ф. Нарышкина — 1692 год укрепляет уверенность исследователей в том, что портрет мог быть написан не позже этого времени (Гаврилова 1975. С. 45–75).

Самое раннее упоминание о портрете содержится в «Описи Преображенскому Новому дому» 1735 года. Согласно «Описи», «персона Матвея Филимоновича Нарышкина» находилась в Передней. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 101.

В отличие от других произведений серии, портрет М. Ф. Нарышкина не имеет надписи по верхнему краю. Однако исследования, проведенные в ГРМ художником-реставратором А. В. Мининым, выполненные им расчистки живописной поверхности и повторно сделанная рентгенограмма позволили обнаружить фрагменты букв и, кроме того, установить, что авторский холст был больше и имел прямоугольную форму, в которую был вписан овал. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 24."




На трости Матвея Филимоновича Нарышкина изображён косой крест.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 21:11:33)

0

255

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Портрет А. Н. Ленина с калмыком.
Начало XVIII века. Не позднее 1707.

Холст, масло. 89 х 116.
Ж-3982

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее – ИЭ; Новый Преображенский дворец под Москвой.

Период
XVIII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | эпоха Петра I (1682–1725) | портреты придворных лиц | мужской портрет | двойной портрет | прически | мужской костюм.

"Ленин Алексей Никифорович (? –1707). Cын московского дворянина Никифора Леонтьевича Ленина. С 1693 — стряпчий, в 1696 в качестве стряпчего принимал участие во Втором Азовском походе, с 1702 был стряпчим «в началных людех» и в 1707 «умре».

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.

Опубликованный впервые в альманахе «Художественные сокровища России» за 1903 год "портрет двух шутов" долгие годы не имел имен изображенных. Только в 1965 году его соотнесли с двойным портретом, вошедшим в опись Преображенского дворца 1739 года (согласно «Описи» Преображенского дворца, в Передней находилась «картина Алексея Ленина с хлопцом»), и вернули ему первоначальное название  (Молева, Белютин. С. 14). Существовало мнение, что этот хлопец — калмык, поэтому в литературе произведение иногда называют «Портретом Алексея Ленина с калмыком». "Хлопец" пострижен в скобку как дворовый человек, но неожиданно одет в черную рясу поверх темно-зеленого кафтана. Однако технологическое исследование позволило установить, что одеяние калмыка и фон портрета полностью переписаны. В руке "калмыка" бутыль. Поэтому, по мнению исследователя, этот портрет легко вписывается во «всепьянейшую» серию. Е. И. Гаврилова конкретизировала определение персонажа, обнаружив в Боярских книгах упоминание об Алексее Никифоровиче Ленине, бывшем в 1693 году стряпчим  «в началных людех» и в 1707 году «умре». (Гаврилова 1975. С.53-54). Следовательно, портрет мог быть написан не позднее этого времени.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 33."




На этой картине детально изображена одежда Алексея Никифоровича Ленина. Она похожа на военную форму,  изготовленную для какого-то высокого чина.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 21:25:45)

0

256

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Портрет князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина.
Не позднее 30 августа 1698.

Холст, масло. 85 х 72,5.
Ж-6340

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец (?) под Москвой.

Период
XVII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | парсуна | мужской портрет | светский костюм | мужской костюм.

"Жировой-Засекин Михаил Федорович (? – не позднее 1707). Cтольник (с 1693), с 1706 – окольничий. Один из участников «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Вместе с братом Василием Федоровичем участвовал в Кожуховском походе 1694 года.  Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.

Экспонировался на выставке 1870 года как портрет Ивана Абрамовича Жирового-Засекина – шута, пожалованного за придворную службу в дворяне. Однако наиболее вероятными кандидатурами следует считать Никиту Михайловича Жирового-Засекина или князя Михаила Федоровича Жирового-Засекина, поскольку он принимал участие в мероприятиях Всешутейшего собора с титулом «преосвященного Мисаила». Наличие бороды также позволяет датировать портрет не позднее 30 августа 1698 года.  Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 98."





На поясе князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина что-то изображено, и как будто бы образует вместе с овалом картины косой крест. Может быть это шпага или сабля, которую очень плохо видно, или что-то было закрашено (кинжал, пистолет)?

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 21:45:17)

0

257

И, по-видимому, ещё что-то было изображено у князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина возле правой руки: сабля? а на поясе пистолет?


Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.
Школа Оружейной палаты.

Портрет стольника Федора Ивановича Веригина.
Не позднее 30 августа 1698.

Холст, масло. 92,5 х 76,5.
Ж-3983.

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец (?) под Москвой.

Период
XVII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | портреты придворных лиц | парсуна | мужской портрет | парадный портрет | светский костюм | мужской костюм.

"Веригин Федор Иванович (годы жизни неизвестны). C 1658 – стольник царя Алексея Михайловича, до 1692 – Петра I. Один из участников «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы». Его дочь Мария была замужем за В. С. Долгоруким, внук женат на А. В. Шереметевой. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 124.

Впервые был опубликован в альманахе «Художественные сокровища России» за 1903 год, но имя и отчество персонажа не были указаны. В каталоге выставки 1973 года назван Федором Ивановичем. Установлено, что стольником Петра I Веригин был в 1692 году. Можно констатировать, что Веригин, как и все бородатые персонажи «Преображенской серии», не мог быть запечатлен позднее 30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы Петр велел брить бороды боярам и людям из ближайшего окружения. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 99."

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Царский стольник в книге «Одежды Русского государства» Фёдора Солнцева.

"В Русском царстве стольник — дворцовый чин, затем придворный чин в Русском государстве в XIII—XVII веках, а также лицо, имевшее такой чин. Первоначально в Древней Руси — придворный, прислуживавший князьям и царям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождавший их в поездках. Впервые чин стольника упомянут в 1228 году, когда стольник Пётр Аренович был прислан во Владимир «говорить о мире» от черниговского князя Михаила к великому князю Юрию Всеволодовичу. В Московском государстве стольники упомянуты в 1495 году при великом князе Иване III Васильевиче.

По росписи чинов XVII века стольники занимали пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

Сочинение коллежского советника Ф. И. Миллера «Известия о российских дворянах» даёт восемь степеней дворянства до времён Петра Великого[1]:

Бояре;
Окольничие;
Думные дворяне;
Стольники;
Стряпчие;
Дворяне;
Жильцы;
Дети боярские.
В стольники производили из нижних чинов, а особенно из дворян, «так и знатных отцов дети»[2]. Стольники на обедах принимали блюда с едой у служителей, которым было запрещено входить в комнаты царя. Во время пиров стояли у столов. Иногда между стольниками возникали местнические споры о том, за каким столом стоять. При свадьбах Государей были в свадебном поезде на различных должностях."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 22:07:59)

0

258

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.
Школа Оружейной палаты.

Портрет Алексея Василькова.
1700-е (?).

Холст, масло. 43 x 53.
Ж-7886.

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея; ранее – ИЭ; Новый Преображенский дворец (?) под Москвой.

Период
XVIII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | Напитки | эпоха Петра I (1682-1725) | парсуна | мужской портрет | мужской костюм | пища, напитки | посуда.


"Алексей Васильков (отчество и годы жизни неизвестны). С конца 1660-х – подьячий Приказа ствольного дела, с 1700 служил в Оружейной палате, в 1715 – дьяк Оружейной канцелярии. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 124.

Несомненно, в отличие от изображений М. Ф. Нарышкина, Я. Ф. Тургенева, А. М. Апраксина, Ф. И. Веригина и Н. М. Жирового-Засекина, портрет Алексея Василькова написан после 30 августа 1698 года. Известно, что в 1699 и 1705 годах Петром I были изданы два «Указа о брадобритии», но приближенные царя едва ли нуждались в напоминаниях — на портрете Васильков изображен с маленькими, как у Петра, усиками. В 1700 подьячий Приказа ствольного дела Алексей Васильков продолжал службу в Оружейной палате в подчинении у назначенного в том же году дьяком Оружейного приказа известного «прибыльщика» (ответственного за изыскание доходов для государевой казны.) А. А. Курбатова, который писал царю: «Подьячий Алексей Васильков, которой у оружейных дел, усердия, государь, истинно никакого не имеет <…> Опасен я от нерадения его пьяного всякого бедства». Портрет кажется буквальной иллюстрацией этого письма, представляя изображенного на фоне штофа, чарок и тарелочки с соленым огурцом. Усердие «служителя Бахуса» в целом соответствовало нравам и обычаям «всепьянейших соборов».

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Иван Черкасов, начинал карьеру подьячим.

"Подьячий или подъячий (рус .: подьячий, подъячий ; от греч .: ὑποδιάκονος, латинизировано:  hypodiakonos, букв. «помощник слуги») — должностная (бюрократическая) должность в приказах (местных и высших правительственных учреждениях) и низших местных учреждениях России в XV—XVIII веках. Подьячие делились на младших, средних и старших. Старший подьячий (старший подьячий) мог быть заместителем дьяка и помогал ему в некоторых обязанностях. Младшие и средние обычно использовались только в качестве писцов."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 22:35:12)

0

259

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.
Школа Оружейной палаты.

Портрет Сергея Леонтьевича Бухвостова.
Не ранее августа 1711.

Холст, масло. 116,5 х 98,5.
Ж-6341.

Пост. в 1929 из Гатчинского дворца-музея.

Период
XVIII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Преображенская серия | эпоха Петра I (1682-1725) | портреты придворных лиц | парсуна | парадный портрет | мужской портрет | воины, военные | мужской костюм | военная одежда.

"Бухвостов Сергей Леонтьевич (1642 (59?) – 1728). «Первый российский солдат», начал службу при дворе стряпчим. В 1683 первым зачислен в потешный, впоследствии Преображенский полк. В 1695 в чине капрала бомбардирской роты был в Азовском походе, за участие в Северной войне произведен в подпоручики. После ранения при осаде Штетина переведен в чине майора в петербургскую гарнизонную артиллерию. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 124.

Портрет «первого российского солдата» Сергея Леонтьевича Бухвостова не был упомянут в описи Преображенского дворца 1735 года, но он обнаруживает безусловное стилистическое сходство с восемью основными изображениями серии.

Портрет датирован на основании прикрепленной к петлице золотой медали за Прутский поход 1711 года. О «первом солдате» помнили. Есть сведения, что в 1724 году Петр заказал скульптору Б.-К. Растрелли его бюст, а в 1728 году «Санктпетербургские ведомости» поместили его некролог. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 107."

0

260

Ещё один портрет мы уже приводили в этой теме:

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Портрет старика в красном кафтане.
Первая четверть XVIII века.

Холст, масло. 133,5 х 103,5.
Ж-4853

Пост. в 1897 из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского, Санкт-Петербург.

Экспонирование
Летний дворец Петра I.

Период
XVIII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
Эпоха Петра I (1682-1725) | мужской портрет | портреты придворных лиц | аристократы | мужской костюм | военная одежда | головные уборы | Собрание А. Б. Лобанова-Ростовского.


"Портрет издавна считался изображением шута Петра I Ивана Александровича Балакирева (1699–1763). С таким определением он и поступил в Русский музей вместе со всей знаменитой коллекцией князей Лобановых-Ростовских. Идея такой атрибуции, видимо, принадлежала известному художественному деятелю М. П. Боткину, который и был посредником при покупке коллекции (Косолапов 1995. С. 154–158). Однако уже в первом каталоге Русского музея это определение было подвергнуто сомнению (Врангель 1904. С. 322–323). Позднее портрет был известен под разными названиями, а с 1950-х годов осторожно назван «Портретом старика в красном кафтане» работы неизвестного художника. Полвека назад появилось предположение о принадлежности картины кисти Г. Гзеля, а в недавнее время была сделана попытка увидеть в изображенном сподвижника Петра Я. В. Брюса (Коваленская 1960. С. 307–308; Хилимончик 2002. С. 123–134).

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 90."



Эта картина интересна например тем, что здесь изображен головной убор, дополняющий эту красную одежду. Мне показалось, что этот головной убор имеет бардовый цвет и на нём есть что-то вроде золотых эмблем и, возможно, красной ленты.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 22:51:21)

0

261

Ещё одна серия картин?

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Рембрандт ван Рейн (последователь) – Голова старика.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Портрет старика в красном.
Рембрандт (1606–1669), 1652–1654 годы.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:03:52)

0

262

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Фигура мужчины в восточном платье длиной до колен («Благородный славянин»), 1632. Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:08:44)

0

263

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Старик в кресле, 1652. Рембрандт.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Старик в причудливом костюме, 1651. Рембрандт.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Этюд маслом. «Старик в красной шляпе», около 1654 г. Рембрандт.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Мужчина в берете и гербовой накидке (сокольничий?) 1656, Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:20:30)

0

264

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Воскресший Христос, около 1658 г. Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:22:43)

0

265

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Рыцарь с соколом, 1660-е годы. Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:25:20)

0

266

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Исследование освещения со стариком в качестве модели, 1659. Рембрандт.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Исследование освещения с Хендрикье Стоффелс в шелковом платье в качестве модели, около 1659 г. Рембрандт.

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Этюд освещения старика в профиль, около 1661 г. Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:30:58)

0

267

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Конный портрет Фредерика Рихеля, 1663. Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:34:54)

0

268

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Симеон в храме, 1669. Рембрандт.

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Воскресенье, 7 декабря, 2025г. 23:38:39)

0

269

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.

Портрет Б. П. Шереметева.
Конец XVII века.

Холст, масло. 105 x 78,5.
Ж-3939.

Пост. в 1930 из Шереметевского дворца-музея, Ленинград.

Период
XVII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | портреты придворных лиц | мужской портрет | полководцы | воины, военные | мужской костюм | военная одежда.

"Борис Петрович Шереметев (1652–1719) — государственный деятель, полководец, дипломат. Участвовал в первом Азовском походе. В 1682 — пожалован в бояре. Ближайший сподвижник Петра Великого; участник всех важнейших сражений Северной войны (Дерпт, Нарва, Полтава, Рига). С 1701 — генерал-фельдмаршал. Первый российский граф (1706). Петр I называл Шереметева своим Тюреном и высоко ценил за бескорыстие. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 126.

Датирован по данным технологического исследования. Идентифицирован Б. А. Косолаповым. Слева в верхней части портрета — современный живописи герб рода Шереметевых (Гербовед. С. 7–9). Вокруг герба — литеры: «Б», «П», «Ш», «Б» (Борис Петрович Шереметев Боярин). Кроме того, с этого портрета была исполнена гравюра Л. Тарасевича, которой открывался панегирик на польском языке, поднесенный Шереметеву в 1695 по случаю взятия им четырех турецких крепостей. Автор этого панегирика Петр Терлецкий состоял при дворе Б. П. Шереметева. В последней четверти XIX века полный экземпляр панегирика хранился у праправнука фельдмаршала графа С. Д. Шереметева, по утверждению которого живописный извод, послуживший оригиналом для гравюры, находился в их родовом белгородском поместье Борисовке. Не исключено, что именно он и хранится ныне в ГРМ (Селищев. С. 83–103; Шереметев. С. 200). Д. А. Ровинский ошибочно считал гравюру Л. Тарасевича изображением И. С. Мазепы, полагая что «…Шереметев только в 1697 году, после путешествия заграницу явился к Петру в иностранном кафтане <…> причем сбрил себе усы и бороду» (Словарь русских граверов. Стлб. 984–985). Действительно, Б. П. Шереметев переоделся в европейское платье во время своей дипломатической миссии 1697–1699. Однако нет оснований утверждать, что до этого он непременно носил бороду. Написан в традициях польско-украинского портрета XVII века. Б. П. Шереметева многое связывало с Украиной: отец его был киевским воеводой и многие годы жил в Киеве. Некоторые историки полагают, что он учился в Киевском братском училище. Неудивительно, что у фельдмаршала на всю жизнь «сохранилось какое-то особое влечение к Киеву». Под старость он собирался поселиться там навсегда, а в духовном завещании просил, чтобы его похоронили в Киево-Печерской лавре. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 36."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Понедельник, 8 декабря, 2025г. 12:33:47)

0

270

Об истории цивилизации, или Орден красного креста

Неизвестный художник.
Школа Оружейной палаты.

Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина.
Конец 1694 — первая половина 1695.

Холст, масло. 181 х 128.
Ж-3947.

Пост. в 1923 из АХ.

Период
XVII век.
Категория
Портрет.
Ключевые слова
XVII век | эпоха Петра I (1682–1725) | портреты придворных лиц | парсуна | мужской портрет | парадный портрет | мужской костюм | оружие.


"Репнин Аникита Иванович (1668 — 3 июля 1726). Средний сын ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича Ивана Борисовича Репнина (1615–1697) и Евдокии Никифоровны Плещеевой (? — 8 апреля 1695). Русский генерал-фельдмаршал (1725). С юношеских лет состоял при Петре I, участвовал в создании «потешных» войск. С 1685 поручик, через два года произведен в полковники. Участвовал в Азовских походах 1695–1696. В 1696 командовал фрегатом. С 1699 генерал-майор. В начале Северной войны командовал дивизией. По приказу Петра I приводил в порядок русские войска, отходившие из-под Нарвы после поражения в 1700. Участвовал в штурме Нотебурга (1702) и Нарвы (1704). В Полтавском сражении (1709) командовал центром русской армии. В 1709–1710 руководил осадой и взятием Риги. В 1712–1713 и 1715–1716 командовал войсками в Померании. С 1719 генерал-губернатор Лифляндии и одновременно в 1724–1725 президент Военной коллегии. После смерти Петра I выступил за провозглашение императрицей Екатерины I, но вскоре был удален А. Д. Меншиковым в Ригу. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125-126.

Традиционное определение изображенного как князя Ивана Борисовича Репнина, принятое практически всеми исследователями второй половины XIX — начала XXI века, недавно было пересмотрено. Новая версия была принята Атрибуционным советом Русского музея в 2014 году. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 94.

Есть серьезные основания считать этот портрет — один из самых важных и высокохудожественных образцов парсуны — ранним изображением А. И. Репнина, среднего сына ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича И. Б. Репнина и Н. Н. Плещеевой. Новое тщательное изучение портретов Репниных, предпринятое в процессе подготовки выставки "Неизвестный художник", подтверждает такое определение. Аниките Репнину в начале 1690-х было около 25 лет, что соответствует возрасту изображенного. Факты его биографии позволяют уточнить время написания портрета: он не мог быть создан раньше 1695, когда А. И. Репнин ушел с Петром в первый Азовский поход (Овчинникова. С. 121). Датировка портрета концом XVII века, помимо стилистических признаков, подтверждается и изучением холста: швы, соединяющие шесть отдельных кусков полотна в одно целое, «в точности повторяют прием соединения полотнищ парусного холста, существовавший в России в конце XVII — начале XVIII века», а «производство парусного полотна в Москве возникает около 1693 года» (Там же)."

Отредактировано Дмитрий Гордееv (Понедельник, 8 декабря, 2025г. 12:43:09)

0


Вы здесь » Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ«« » Философия и Общество » Об истории цивилизации, или Орден красного креста