Слова Иова
Страдания привели его к отступничеству от веры в индивидуальный надзор, и он начал приводить аргументы в пользу своего нового воззрения, из того, что в мире видны праведники, претерпевающие схожие с ним страдания, которые постигли его без суда, ведь он совершенно не согрешил, а также из того, что виден покой злодеев.
Причины его падения в испытании в вере Рамбам усматривает в том, что он не был мудрым в своих воззрениях, но верил в силу предания. Поэтому страдания и смогли увести его от Бога. Однако то, что сказал Бог, обращаясь к Элифазу и друзьям его: «Ибо вы не говорили обо Мне столь же верно, как раб Мой Иов» — сказали мудрецы, оправдывая эти слова: «Не цепляются к словам человека, пребывающего в беде» — то есть, слова Иова не считаются грехом, учитывая великую боль, которую он испытывал. И эти слова мудрецов не являются главным оправданием Иова.
Однако же, причина это в том, что я тебе скажу теперь: а именно, что он оставил это свое ложное воззрение, которое есть полное заблуждение, и то, что ему было дано знамение в подтверждении его заблуждения. И действительно, то, что такое воззрение является первым, что приходит человеку в голову, и тем более после того, как настигли его такие удары, а он знает, что не грешил — в этом нет никакого сомнения, и потому Иову приписано такое воззрение. Но только он сказал все, что сказал, в то время, когда не была у него мудрость, и знал он Бога лишь в силу предания, так же, как знают его последователи иных религий. Но когда узнал он Бога истинным знанием, то признал, что настоящий успех, который есть знание Бога, доступен всем, без сомнения, кто знает Его — и не смутит человека ни одна из этих бед.
Однако, Иов полагал, что то, что люди считают успехом, и есть цель — здоровье, богатство и дети, — ибо не знал Бога с помощью разумного исследования, и потому был в том смятении и говорил те речи. И это то, что сказано: «Слышал я о тебе ухом, а сейчас око мое видит тебя, потому презрел и сожалею о прахе и пепле» — смысл этих слов, сообразно с темой — «потому презрел» все, чего страстно желал, и сожалею, что нахожусь внутри праха и пепла — как об этом говорилось ранее: «и он сидит в пепле». И из-за этих последних слов, указывающих на истинное постижение, говорится после них: «ибо не говорили вы обо мне верно, как раб Мой Иов» (там).
Похожим образом комментируют автор книги «Икарим» и Мальбим, говоря, что Иов служил Богу из страха, и чтобы не потерять свою хорошую жизнь, и испытание его было в том, станет ли он служить Богу из любви в момент страданий.