Назар написал(а):Здесь есть нюанс...история грехопадения записана в Торе. А концепции первородного греха там нет...История грехопадения понять проще пареной репы...там все ясно....а вот концепцию первородного греха понять весьма затруднительно.
А "йецир ра" не затруднительно? И вообще мне непонятно, что Вы противопоставляете? В Иудаизме есть концепция что в Адаме были все люди, и все люди принимали решение вместе с Адамом о том, чтобы согрешить.
Чем это отличается от первородного греха, кроме терминологии?
Я же Вам о том и говорю - все эти абстрактные философские концепции в Танахе отсутствуют. Их там просто нет. Танах с ними не спорит, ибо тогда бы они там были, но в отрицательном ключе. Танах просто не писался интеллектуалами для интеллектуалов.
Пророки же были мудрецами..
Пророки и мудрецы - принципиально разные люди. Мудрецам свойственны сложные рассуждения, а пророки - люди чувств. Я бы их с поэтами еще сравнил, но не мудрецами.
Правильно говорит. Адам же был сотворен невиновным ни в чем. То есть правым. Но пустился во многие помыслы - это и означает дурное начало в нем. Потому что часть его помыслов привела ко греху. Так? Так. А это и есть дурное начало в нем.
Но суть в том, что Танах не содержит этой концепции. Поэтому Вам и приходится объяснять, что все не так, как кажется написанным. Опять же, разлетается Ваша теория о том, что "все слишком понятно, чтобы это объяснять". Вот я Вам привел простой текст, который можно понять двояко, если подумать. Но в Танахе объяснений нет, значит никто не думал просто ни о чем таком.
ну не совсем молчание...вы же знаете что у евреев есть еще и Устная Тора...По нашему - Предание, традиция...толкование.
Тут Вас прежде всего должно напрячь разительное отличие этой написанной достаточно юридически-философским языком "устной" от простого поэтического языка Танаха... Так вот, если во времена Танаха и были какая-то другая информация (устные предания), то они выглядели такими же как и остальной Танах... Собственно частично они в Танах и вошли, частично что-то потерялось...
А то, что сейчас называют "Устной Торой" имеет такое же отношение к Танаху, как и труды Оригена. Не больше, и не меньше.
Т.е. вся эта тора имеет отношение самое раннее к периоду второго Храма. Но 99% информации, которую евреи называют "устной Торой" - это махровая средневековая философия. Т.е. это даже не аналог Оригена, а аналог Кальвина...
Собственно говоря, если хотите, тот же Новый Завет - гораздо более ранний образец иудейского предания, чем Талмуд.