1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Быт. 1:1-2. По традиции эти стихи понимаются как относящиеся к фактическому творению материи, творению из "ничего", т. е. тому, что происходило в "день первый". Но пристальное внимание привлекают в этой связи словарные и грамматические особенности первых двух стихов. В них вводятся основные положения, получающие развитие в дальнейшем описании творения. Что вселенная явилась результатом созидательной Божией работы, предельно четко выражено в словах: …сотворил Бог небо и землю.
Слово бара ("сотворил") может подразумевать творение из "ничего", но этим его значение не ограничивается (сравните с 2:7, бара переведено как "создал"). Оно скорее подчеркивает, что созданное было новым и совершенным. (Это слово - бара - всегда употребляется в Библии только по отношению к Богу как к творящему Субъекту.)
Поскольку в 1:2 описывается хаос: земля же была безвидна (согласно другим переводам - "бесформенна") и пуста, и тьма над бездною… - представляется, что речь в этом стихе идет о состоянии мира в то время, когда Бог приступил к обновлению его (стих 3) - потому что хаос, пустота и тьма не могли быть результатом творческого действия (бара) Бога; на страницах Библии они скорее являют собой симптомы греха, навлекающего на мир осуждение.
Затем: Божие творение в сущности "берет начало" - по Его повелению - в стихе 3, и то, о чем читаем в стихе 2, приводится в процессе творения в порядок и гармонию - с того момента, как стал свет, который рассеял тьму. Выражение "безвидна и пуста" (тоху вабоху), по-видимому, предваряет состояние земли, какое рисуется далее в первой главе, где бесформенной и пустой планете Бог придает форму и наделяет ее "полнотой всего во всем".
Некоторые усматривают здесь некую среднюю стадию, то есть незавершенное творение (стих 2), которое будет завершено (т. е. приведено в то состояние, которое имеем на сегодня) позже (стихи 3-25), но ни синтаксис ни лексика стихов 1-2 не согласуются с такой точкой зрения.
Другие видят между первыми двумя стихами "брешь" во времени, полагая, что в этом промежутке совершилось падение сатаны и вхождение в мир греха. повлекшего за собой хаос. Но более соответствующим истине представляется толкование, которое предлагает в своем Комментарии на Ветхий Завет Меррил Ф. Унгер; по его мнению, в стихе 1 речь идет о некоем относительном, а не абсолютном начале, и в главе 1 объясняется сотворение вселенной такой, какой знает ее человек, а не начало всего вообще, стихи же 1 и 2 образуют введение к этому описанию. Именно "относительному началу" предшествовало падение сатаны и вторжение греха в первоначальное творение, полагает М. Ф. Унгер.
Господь Бог Вседержитель сотворил все существующее Духом (стих 26). Дух Божий носился во тьме хаоса, готовясь привести в действие творящее Слово Бога. ( Из комментариев американского библейского общества)
- Подпись автора
Самое большое препятствие — Страх… Самая большая ошибка — Пасть духом…Самое коварное чувство — Зависть… Самый красивый поступок — Простить… Самая лучшая защита — Улыбка…Самая мощная сила — ВЕРА…Самая лучшая поддержка — Надежда… Самый лучший подарок — Любовь.