"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и всей крепостью твоею: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби Ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки" Мф.22.37-40.
Вопрос: Почему бы Христу не сказать проще: возлюби Господа Бога твоего, и на этом поставить точку? Зачем Ему понадобилось перечислять: всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и всей крепостью твоею?
Ответ: Это значит, что Господа Бога надо возлюбить ровно на 100%. Не допустимо изменить Ему с кем-либо даже на 0,0001%. Бог Сам Себя называет Ревнителем: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и до четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня, и соблюдающим заповеди Мои» Втор.5.8-10.
Таким образом, недопустимо любить и Бога и человека. Потому Христос наставляет: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть." Мф.6.24.
Вопрос: Почему Ближний только один? Почему Христос, не сказал: ближних? или ближнюю?
Ответ: Потому что Ближний – Господь Бог, только один, и мужского рода.
Вопрос: Кто же есмь Ближний (фамилия, имя, отчество, дата рождения)?
Ответ: Ближний есмь только Господь Бог, и никто более.
Вопрос: В чём должна выражаться любовь к самому себе?
Ответ: Любовь к самому себе выражается в исполнении всех Божьих заповедей.
Вопрос: Чем вторая заповедь подобна первой?
Ответ: Между первой и второй частью разницы нет, ибо кто исполнил десять Божьих заповедей, тот возлюбил Господа Бога своего всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим и всей крепостью своею.
P.S. У Луки повествуется, как один законник обратился к Иисусу с вопросом: кто мой Ближний? Но поскольку этот вопрос исключительно тонкий и сложный, то раскрытие этой тайны Христос оставил на Второе Пришествие. А книжнику объяснил притчей: «некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Далее Иисус, не пытаясь объяснять законнику то, что его уху было не доступно, уже в Свою очередь спросил: «кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» На что законник, ничуть не сомневаясь, ответил: «оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» Лк.10.30-37.
Таким образом, Христос, оставив вопрос без ответа, спровоцировал ответить того же, кто и вопрошал. И законник понял притчу так, как позволял ему уровень сознания.
Но, как же следовало поступить в описанной Иисусом ситуации? Может быть, так, как поступил священник? Или, как левит? Или же, как поступил язычник самарянин, не признающий всесилие Бога?
Ответ Христа состоял в том, что поступать следует, в зависимости от того, кем субъект себя позиционирует? Если ты священник, то поступай, как священник. Если ты левит, то поступай, как левит. А если ты безбожник, то тогда действуй по примеру язычника самарянина. Коль ты не уповаешь на Всемогущего, и свои жизненные тяготы не можешь переложить на Его плечи (Пс.54.23), то тогда уж разрешай возникающие мирские проблемы собственными физическими и душевными усилиями. Но при этом, не лицемерь, и не труби лукаво на всю вселенную, что ты, и только ты единственный всем существом своим любишь Бога, и поклоняешься и служишь только Ему одному.
Вот, поскольку христианам, как и самарянину, по неверию даже мысль не придёт в голову, что есть Бог и все возникающие проблемы можно и нужно перекладывать на Него, то они и служат в поте лица себе подобным, которых считают своими ближними. Именно служением людям, а не Богу, грешники свидетельствуют о непокорности Богу и неприятии Учения Христа.
Даже ап.Павел, ещё весьма далёкий от Истины, тем не менее, верно записал: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» Гал.1.10.
Проблемы появляются тогда, когда грешники, позабыв о Всевышнем, отягощаются заботами. Причём, не только о себе, но и о других тоже. Избавляя Ездру от подобного заблуждения, Господь наставлял его: «Много недостаёт тебе, чтобы ты мог возлюбить создание Моё, более Меня… ты заботься о себе, и подобным тебе ищи славы» 3.Езд.8.47-51. При этом, забота, о которой говорит Господь, никоим образом не должна отягощать сердце человека. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний САМ будет заботиться о своём: довольно для КАЖДОГО дня своей заботы» Мф.6.25-34. "Все заботы ваши, возложите на Него, ибо Он печётся о вас" 2.Пет.5.7.
Если ближним считать грешника, то тем самым будет нарушена вторая Божья заповедь: "Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им".
О том, что Ближним может быть не человек а только Бог, Иисус учеников предупредил наставлением: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" Ин.16.33. Мужаться потому что, если Бог живёт извечно один, то и чаду, любящему Бога, тоже надлежит вечно жить только одному.
В расширенном варианте наставление Христа следует понимать так: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» Иак.4.4. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1 Ин.2.15-17.