Shadoria написал(а):Хорошее понятие, правильное. )
Как тебе вот такой его тезис?
"Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО. Этот апостольский символ не совпадает с «церковными» границами Церкви. Догмат о Церкви давно уже превратился в проблему. Нельзя думать, что Вечный Человек – только с нами, в наших церковных привинциях. «Дана Мне всякая Власть на небе и на земле». Все лучшее во всеобщей человечности, все истинно духовное, направленное к Богу – принадлежит Христу. Не может быть человеческой святости вне Духа Святаго, вне Христа. Все люди доброй воли, верующие и не верующие в Божественность Христа, принадлежат Христу. Ему приобщаются в таинствах добросовестной жизни, входят в мистическое ТЕЛО ХРИСТОВО. «Там. где любовь Божия, там Иисус Христос; а где Иисус Христос, там и Церковь с Ним» (Лякордер). Сегодня можно говорить об «анонимных христианах», о «Церкви доброй воли». Эта идея – ценное приобретение в современном кризисе церковного учительства, надо принять этот парадокс христианской мысли. Некоторую аналогию можно усмотреть в том, как живые клетки человеческого тела могут и не знать главы человека, всего человека… Воздадим должное церковным организациям – их спасительным таинствам, древним обрядам, духовному руководству. И все же Церковь Христова – это не просто сумма провинциальных христианских церквей. Большой вопрос – достигнут ли они когда-нибудь формального единства. Еще более сомнительно, по всей вероятности вообще невозможно объединение всех религий. Но есть третье единство, которое существует реально, сегодня. Это не унификация верований, а несравненно более глубокое и существенное ЕДИНСТВО ДУХА. Однажды ученики Христовы исповедали величайшую веру, но получили упрек от Учителя: «НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОГО ВЫ ДУХА» (по Луке, гл.9). И для нас теперь существенно важно не формальное единство верований, а КАКОГО МЫ ДУХА. Есть Дух милосердия, правды, свободы – это Дух Святый, Дух Христов. И есть дух ненависти, лжи, насилия – это дух Диавола. По этим признакам разделяется все в нашем мире: это и есть настоящая граница Церкви Христовой.
Граница, которая проходит как между людьми, так и «внутри» каждого человека. В главной молитве Восточного чина Исповеди говорится: «…Примири и соедини его святей Твоей Церкви». Когда человек сознательно грешит – он «выходит» из Церкви и «возвращается» в нее покаянием… Таково проникновенное толкование А.С.Хомякова. Не может быть логического «определения» Церкви Христовой, это Реальность мифическая, сверхразумная. В наибольшем же приближении можно говорить о Церкви людей доброй воли, как о видимом Теле Христовом. В такой приближенной идее Церкви – фактическая универсальность христианства. Это христианство не только вероисповеданий, это христианство духа и действий. Все, что было и будет доброго в истории человечества – все это было и будет делом Церкви Христовой. Судьба же простирается за историю – в Вечность."