Главная опасность для жизни на Земле не астероиды, а вулканы
Шансы на апокалипсис в этом веке из-за извержения вулкана – около 17%. По подсчётам учёных, такой сценарий куда более вероятен, чем глобальный катаклизм, вызванный столкновением планеты с астероидом. Как рассказывает РИА Новости, исследователи отмечают, что угрозе вулканического «армагеддона» при этом уделяют слишком мало внимания.
На шкале вулканической активности (англ. Volcanic Explosivity Index, VEI) – восемь делений. Мощность извержений оценивают по величине выбросов: 6 баллов (колоссальное) – более 10 000 кубометров выброшенного вещества, 7 баллов (сверхколоссальное) – более 100 тысяч, 8 (мегаколоссальное) – более миллиона.
Восьмибалльные извержения приводили к массовым вымираниям. Но для наступления вулканической зимы достаточно и 6 баллов. Как раз такое по силе извержение произошло в Перу в 1600-м и привело к глобальному понижению температуры. Вызванный им неурожай спровоцировал Великий голод в России в 1601–1603 годах. Который, в свою очередь, стал одной из причин Смутного времени.
Последнее колоссальное извержение было в 1815-м на Суматре, после чего наступил так называемый год без лета в Европе. Считается, что похолодание вызвало мутации бактерии холеры – распространение болезни приобрело характер пандемии с 1818-го по 1824-й.
Для сравнения: сила извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай на тихоокеанском острове в январе 2022-го оценивается в 5 баллов. Оно не привело к серьёзным последствиям только потому, что случилось в малонаселенном районе.
По мнению учёных, вероятность извержения магнитудой 7 баллов или выше в XXI веке составляет 1:6 . Это в сотни раз больше, чем шансы столкновения Земли с метеоритами, а последствия этих двух событий для климата сопоставимы. Однако вулканическая угроза – не такая модная, как космический «армагеддон». По защите от астероидов идёт серьёзная и хорошо финансируемая работа. А проблему вулканов фактически игнорируют, отмечают авторы статьи в Nature – британские вулканологи Майкл Кэссиди и Лара Мани. Возможность напрямую влиять на поведение вулканов кажется немыслимой, но то же самое когда-то было и с отражением астероидной угрозы, отмечают британские учёные.
В 2018-м специалисты из Лаборатории реактивного движения НАСА придумали, как охладить американский супервулкан Йеллоустоун. Он извергается каждые 600 тысяч лет, и как раз столько времени прошло с последнего выброса. Учёные предложили пробурить в кальдере скважину глубиной десять километров и закачивать туда воду под высоким давлением. А получившийся пар использовать для геотермальной электростанции. Недостатки у предложения тоже есть: если пробурить скважину не очень аккуратно, она может, наоборот, ускорить извержение. Более перспективной выглядит идея спровоцировать что-то вроде контролируемого выплеска накопившейся энергии, взорвав что-нибудь на глубине 3–5 километров, по аналогии с лавинами.
Предотвратить мощное извержение человечество пока не в состоянии. Однако, по мнению учёных, можно попытаться купировать негативные последствия вулканической зимы. В частности, подготовиться к возможному выбросу в атмосферу вредных веществ. В последние годы в научном сообществе звучат предложения по распылению в атмосфере сульфатов, которые могли бы отражать солнечные лучи для снижения парникового эффекта. Но в случае вулканической катастрофы сульфатов в небе окажется слишком много, на планете станет чересчур холодно. Однако о том, как снизить количество эфиров серной кислоты в атмосфере, сейчас практически никто не думает.
Во время сильного извержения в атмосферу планеты кроме сульфатов могут выбрасываться фтор и хлор. Есть вероятность, что они попадут в область атмосферы, где происходит поглощение ультрафиолета озоном. Как мы знаем, ионы хлора приводят к разрушению озонового слоя, и помимо вулканической зимы человечество ждёт ещё и образование глобальной озоновой дырой над экваториальными и тропическими широтами.