air написал(а):Православие находится под сильным влиянием протестантизма, начиная с 19 - но века особенно. Это проявляется в первую очередь в том, что сама концепция богословия, понимаемая в византийской традиции, как непосредственное общение с Богом, заменяется западной традицией Богословия, как концептуального рассуждения.
Бред пишите, во первых опыт Богопознания протестанта выходит не просто из теологических рассуждений, а из его личного опыта освящения, молитвы. Ну откройте тот-же труд Буньяна о молитве и посмотрите, что он пишет, исходя из духовного опыта, или труд Арндта "Об истинном христианстве", там одна сплошная духовная жизнь. Так-же и в отношении проповедей того-же Сперджена, или Кершо, они пропущены через их духовный опыт, а не просто рассуждения. Во вторых, когда преподносится гносеология разума, то подразумевается, что такой разум очищен от страстей, что такой разум в молитвенной жизни пребывает, имеет духовный опыт. И почему запад? Еще восточный отец - Григорий Богослов точно так-же писал свои богословские трактаты, не будучи каким-то аскетом, а живя в имении родителей, где были слуги. И то что разум верующего, для богословия должен быть очищен от страстей, об этом Григорий Богослов тоже писал. Ум ведь не просто богословствует, подразумевается практическая христианская жизнь. Если писать о преподавании систематического богословия, то это преподавание ничем не отличается от такого-же преподавания православными или католиками, где профессор богословия излагает систематические труды по богословию собственной традиции. Но если речь идет о об обобщении собственного духовного опыта, то это все труды пуритан. Ну и естественно, что разум обобщает духовный опыт, да и невозможно вообще оторвать разум от духовного опыта.