Библейское Учение о Таинствах (видео)
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться3Воскресенье, 10 июля, 2022г. 09:54:37
Вот из одной англоязычной статьи: Пневматическое присутствие
Реформатские деноминации веры подтверждают, что тело и кровь Христа действительно присутствуют в причастии. Реформатская традиция не противоречит позиции католицизма или лютеранства в отношении того, что принимается во время Тайной вечери, поскольку, согласно собственным словам Бельгийского исповедания веры, участники таинства получают «истинное тело и истинную кровь Христа».
Однако реформаторы не разделяют объяснений, данных лютеранами или католиками о том, что происходит во время причастия. Против католиков реформаторы учат, что хлеб и вино причастия не становятся материально кровью и телом Христа, как в католическом видении пресуществления. В отличие от лютеран, реформаторы не учат, что участники причастия физически едят тело Христа и пьют его кровь через рот ( лат. Manducatio oralis) в соответствии с доктриной единосущности. Хотя реформаторы учат, что в причастии Христос принимается как в своей божественной, так и в человеческой природе, передача тела и крови Христа во время еды и питья считается духовной (латинское: manducatio spiritis).
О евхаристическом представлении Августина, вот что пишется в этой статье:
Влиятельный богослов IV века Августин учил со своей стороны, что Христос действительно присутствует в элементах Вечери Господней, но не физически, потому что его тело остается на небе. Для Августина Тайная вечеря - это духовная трапеза, позволяющая христианам стать частью тела Христа.
Поделиться4Воскресенье, 10 июля, 2022г. 09:57:03
У реформатов и пресвитериан динамический взгляд на Таинства, включая и Причастие. Исторически, такой взгляд имеет оправдание. Иерей Августин Соколовски пишет: "Понимание реальности Плоти и Крови Тертуллианом характеризуется динамически. Иными словами, значение придается не личностному присутствию Иисуса Христа в Евхаристии, но действию силы благодати в приобщении таинству". У Августина, это знак, указывающий на что-то. А знак, это видимая форма установления Завета, посредством которого, сопровождается благодать. Дары благодати подаются посредством видимого образа. При этом, реформаты и пресвитериане учат, что на Вечере, причастники, Духом Святым соединяются со Христом. Так-же и в отношении Крещения, говорится о союзе со Христом. Кальвинисты кстати учат не просто союзу со Христом, но чудесному обмену в этом союзе, что верующие становятся причастниками Его благ, которые в Нем.
Поделиться5Воскресенье, 10 июля, 2022г. 09:58:19
Сам Кальвин в учении о Таинствах, опирается на Августина, а тот пишет о знаках, которые указывают на что-то. Августин в этом не одинок, раз иерей Августин Соколовски пишет о динамическом взгляде Тертуллиана на Евхаристию. Уже проглядывается традиция, которой они следуют в таком взгляде. Да и Шафф пишет, что взгляд, приближающийся к реформатскому, мы встречаем у африканских отцов. Если у Августина есть понятие "знак", то у Тертуллиана есть понятие "фигура".
Поделиться6Воскресенье, 10 июля, 2022г. 10:02:15
Синклер Фергюсон - шотландский богослов.
Вечеря Господня
Теперь понятно, почему роль Духа в Вечере - ключевая. Если мы осознаем ее, тогда с легкостью сможем избежать ошибок как католического (ex opere operato, лат. - "действует от действия"), так и современного евангелического (Вечеря есть простое воспоминание) понимание Вечери. Мы оказываемся в общении с распятым, воскресшим и вознесенным Христом не потому, что Церковь проводит ритуал, и не потому, что вспоминаем о произошедшем, а потому, что Дух действует. Христос не находится в вине, но Он и не отстранен от Вечери, будто наше воспоминание о Нем - это главное в ней (современный евангельский взгляд). На самом деле Он познается через хлеб и вино Духом. В Вечере есть настоящее общение с Христом. Как при проповеди Слова Он присутствует не в Библии (как в определенном месте) и не благодаря вере, а благодаря служению Духа, точно так-же Он присутствует и в Вечере - не в хлебе и вине, а силой Духа. В веществе хлеба и вина не содержится тело и кровь Христа, поскольку Он находится по правую руку Отца (Деян. 3:21), но силой Духа мы попадаем в Его присутствие, и Он оказывается посреди нас.
Трудно не согласиться с тем, что Иоанн думает о служении Духа в Вечере, когда передает слова Иисуса церкви в Лаодикии: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною" (Откр. 3:20). Судя по всему, он верил в то, что Церковь может общаться с Христом, находясь "в Духе в день Господа" (Откр. 1:10).
Богословы прошлого предпринимали попытки смотреть на Вечерю именно так. Исидор Севильский (560-636), например, подчеркивал, что благодаря действию Святого Духа тело Христа в реальности присутствует для верующих. Дух настолько крепко связывается с телом Христа, что передает virtus, силу, Вечери, тем, кто принимает ее с верой.
Наверное, из всех богословов больше всего размышлял над этой тайной Жан Кальвин. Однако, даже когда он пытается как можно четче изложить ее смысл, он все же признает, что Вечеря остается тайной:
Хотя и кажется невероятным, что плоть Христа, отделенная от нас столь огромным расстоянием, приходит к нам, становясь нашей пищей, не будем забывать, насколько тайная сила Духа Святого превосходит всё наше чувственное восприятие и насколько глупо мерить Его неизмеримость нашими мерками. Поэтому, что неподвластно нашему уму, пусть будет принято верой: Дух воистину соединяет то, что разделено пространством.
Итак, это тайное причащение к Его плоти и крови, посредством которого Христос изливает в нас Свою жизнь, так будто она проникает до мозга наших костей, это то, о чем Он свидетельсвует и что запечатлевает в Вечере - не просто демонстрируя бесполезный внешний знак, но являя действенность Духа в исполнении того, что Он обещает. И Он воистину предлагает и показывает реальность, которую Вечеря обозначает всем, кто сидит на этом духовном пире, хотя пользу от вкушения получают только верующие, принимающие столь великую щедрость с истинной верой и благодарным сердцем147.
На таком понимании (его называют виртуализм - от лат. virtus, "сила" - учение о силе превознесенной человеческой природы Христа) построено всё учение Кальвина о Евхаристии. Христос приходит к Своему народу в том самом теле, в которое Он воплотился, в котором был распят, погребен, воскрешен, вознесен и теперь прославлен. Жизнь вливается из материи Его плоти148.
147 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, tr. F.L. Battles, ed. J.T. Mc-Neill (London: SCM Press, and Philadelphia: Westminster, 1961), IV. 17.10.
148 John Calvin, Institutes, IV. 17. 4.
Поделиться7Воскресенье, 10 июля, 2022г. 10:04:00
Недавно, это я от руки выше перепечатывал с книги, на католическом форуме. Потом с того форума решил сюда запостить, когда увидел такую тему. Тяжелое это занятие, перепечатывать с бумажной книги, которая под рукой. Книга называется: "Святой Дух", автор: Синклер Фергюсон. Глава: Вечеря Господня.
Поделиться8Воскресенье, 10 июля, 2022г. 10:06:47
Герман Бавинк - нидерландский богослов
Кальвин о Евхаристии:
В Вечере Господней наше общение со Христом подтверждается и возрастает. Мы явно читаем об этом в Женевском катехизисе 1536 года: "Даже если Христос преподается нам в Крещении и в Евангелии, тем не менее, мы не в полной мере получаем Его так, но только частично. Способом, который отличается и еще яснее, чем в Евангелии, Христос представлен нам в Вечере Господней в качестве единственной пищи для нашей души. В знаках хлеба и вина Он Сам явлен нам ныне по-настоящему и по существу; в Вечере Господней мы должным образом получаем собственное Тело Христа и Его собственную Кровь. Когда мы едим хлеб и пьем из чаши, мы не просто приобщаемся Духа Христа и Его преимуществ, явленных через Его смерть, но конкретно получаем плоть и кровь Распятого и ныне прославленного Спасителя".
Женевский Катехизис задает вопрос: "Есть ли у нас в Вечере только образ (significatio) преимуществ, или они сами действительно обнаруживаются (exhibentur)?". "Ответ: Если мы видим, что Господь наш Иисус Христос есть истина сама по себе, не может быть никаких сомнений в том, что Он в то же время (Simul) исполняет обетования, которые Он дает нам, а потому я не сомневаюсь, что если Он удостоверяет их словами и знаками, то Он также делает нас причастниками Своего естества, так что, таким образом, мы можем расти вместе в одной жизни с Ним". Кальвин не стесняется назвать таинства знаками, через которые Бог действенно работает в Своих людях.
Гейдельбергский катехизис, вопрос 75, преподает ряд утверждений, предполагающих нерасторжимое единство между означающим и означаемым: Сам Христос кормит и питает мою душу Своим распятым Телом и пролитой Кровью так же безусловно, как я получаю чашу из рук служителей; это гарантирует объективность причастия. В вопросе 76 вкушение Тела Христова и питие Его Крови разъясняются строго по линии Кальвина; это не означает просто, как учил Цвингли, принимать и получать пользу от Христа, но соединяться с Его святым Телом и Кровью все больше и больше Святым Духом, Который живет как во Христе, так и в нас, так что, хотя Христос находится на небе, а мы на земле, мы тем не менее есть плоть от Его плоти и кость от кости Его. Таким образом, тело Христово остается на небе; катехизис не учит о локальном присутствии Его Тела в Вечере Господней, но о братстве верующих со Христом через Святого Духа. В вопросе 79 это объясняется еще больше, когда говорится, что не только распятое Тело и пролитая Кровь Христа есть истинная пища наших душ, но мы являемся причастниками Его истинного Тела и Крови по действию Святого Духа, когда мы принимаем эти знаки устами.
Кроме того, следует отметить, что на самом деле реформаты признают не только подлинное присутствие Христа в Вечере Господней, но также и то, что Он присутствует в ней Своей реальной плотью и кровью. Эта позиция отличается в отношении характера и способа этого присутствия, но не его реальности. Реформаты учат о присутствии Христа в Вечери Господней точно так же, как это делают католики и лютеране. Для реформатов, однако, это духовное присутствие, а не телесное, чувственное, материальное или локальное. Но именно по этой причине такое присутствие является не менее, а более истинным и существенным. Предположим на минуту, вместе с Римом и Лютером, что плоть и кровь Христа является локально или превращается в знаки хлеба и вина; какая будет польза, если вы вкусите их без веры? Если плоть Христова - это просто то, что вы разжуете и проглотите, то само по себе это абсолютно бесполезно, этот акт не даст вам общения со Христом, точно так же как для современников Христа было бы бесполезно просто прийти к Нему в зал пасхального пира или сесть с Ним за один стол. Мы можем получить благословения Христа только духовным образом; Его физическая или локальная близость в виде пищи без этого не даст нам ничего. Более того, преимущества, полученные Христом, такие, как прощение грехов и вечная жизнь, не являются физическими, это не некое грубое или тонкое вещество, которое может содержаться в хлебе и вине, в результате чего они попадают в наши тела. По самой сути они духовного характера и могут быть получены и использованы только духовным образом, через уста веры.
Христос действительно объективно присутствует и принимается нами в Вечере.
Алистер Макграт - североирландский богослов
Кальвин о таинствах:
Получая знак Тела Христова (иными словами, хлеб), мы одновременно получаем само Тело Христово. И, наконец, польза или результат Евхаристии заключается в beneficia Christi — благах, которые Христос Своей покорностью приобрел для нас. Верующий участвует верой во всех благах Христа, таких, как искупление, праведность и вечная жизнь.
Поделиться9Воскресенье, 10 июля, 2022г. 10:14:03
Из Бельгийского исповедания веры о Вечери Господней:
Определённо и вне всяких сомнений, что Иисус Христос не предписал Своё Таинство, как нечто бесполезное для нас. Посему Он производит в нас всё то, что являет посредством этих святых знаков. Способ, которым Он совершает сие, превышает наше понимание и непостижим нами так же, как сокрыто и непостижимо для нас действие Святого Духа. Однако же мы не заблуждаемся, утверждая, что вкушаемое и испиваемое нами суть истинное и природное Тело и Кровь Христовы, но способ нашего приобщения к оным происходит не устами, но духовно – через веру. Таким образом, хотя Христос всегда восседает одесную Бога Отца на Небесах, всё же Он не прекращает соделывать нас причастниками Себя через веру. Пир сей есть духовная трапеза, за которой Христос соделывает нас общниками Себя Самого, равно как и всех Своих благословений, и дарует нам наслаждение Собой и заслугами Своих страданий и смерти. Он вскармливает, укрепляет и утешает наши нищие, несчастные души посредством вкушения Его Плоти, оживляет и обновляет их питием Его Крови.