Бельгийское исповедание веры:
Артикул 23.
«Наше оправдание заключается в прощении грехов и вменении Христовой праведности»
Мы верим, что наше спасение заключается в прощении грехов наших ради Иисуса Христа, и в этом же состоит наша праведность пред Богом, как учат нас Давид и святой Павел, заявляя, что блажен человек, которого Бог сочтёт праведным вне дел. И тот же самый Апостол говорит, что мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Посему мы всегда твердо стоим на этом основании, отдавая всю славу Богу, смиряясь пред Ним и признавая себя теми, кто мы в действительности есть. Мы не осмеливаемся доверять чему-то в самих себе, или каким-либо своим заслугам, но полагаемся и основываемся единственно на послушании Христа распятого; Его послушание становится нашим, когда мы верим в Него. Этого достаточно, чтобы покрыть все наши беззакония и дать нам уверенность в доступе к Богу, освобождая нашу совесть от страха, ужаса и опасений таким образом, что мы не следуем примеру нашего праотца Адама, который в смятении пытался укрыть себя смоковным листом. Ибо воистину, если бы нам пришлось предстать пред Богом, будь то даже на краткий миг, полагаясь на нас самих или же на иное какое творение, (о, ужас!) мы были бы уничтожены. Посему всякий должен молиться вместе с Давидом: «Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих».
Артикул 24.
«Об освящении человека и добрых делах»
Мы верим, что сия истинная вера, производимая в человеке через слышание Слова Божьего и действие Духа Святого, возрождает его и творит в нём нового человека, являясь причиной того, что он живёт новой жизнью и освобождая его от рабства греха. Посему слишком далеко от истины то, что сия оправдывающая вера делает человека нерадивым в провождении жизни набожной и святой, но, напротив, без неё никто не совершил бы чего-либо ради любви к Богу, но лишь из самолюбия или страха пред осуждением. Поэтому невозможно, что сия святая вера может быть бесплодной в человеке; поелику мы говорим не о пустой вере, но о той, которую Писание называет «верой, действующей любовью». Сия вера побуждает человека к совершению тех дел, которые Бог заповедал в Своём Слове. Эти дела, поелику происходят из благого корня веры, суть благи и приемлемы в глазах Божьих, ибо освящены Его благодатью. Тем не менее, они незначительны в отношении нашего оправдания. Ибо мы оправдываемся верою во Христа, и даже ранее, чем совершаем добрые дела, иначе они могли бы быть добрыми делами не более чем плод дерева, могущий быть плодоносным, покуда само дерево плодоносно.
Посему мы совершаем добрые дела, но не ради заслуги от оных [ибо чего могли бы мы заслужить?], – нет. Мы обязаны Богу за те добрые дела, которые мы делаем, а не Он нам, ибо Он «производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению». Давайте же посему постоянно помнить написанное: «так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: "Мы – рабы, ничего нестоящие, – потому что сделали, что должны были сделать"»!
В то же самое время, мы не отрицаем, что Бог вознаграждает добрые дела. Но делает Он это по Своей благодати, венчающей Его дары. Более того, хотя мы совершаем добрые дела, мы не основываем наше спасение на оных; ибо мы не можем совершить какого-либо дела, за исключением того, что загрязнено нашей плотью, а также – заслуживает наказания. Даже если бы мы могли исполнить такие дела, памятования о единственном грехе достаточно, чтобы подвигнуть Бога и отвергнуть оные. Тем самым, скорее, мы оказались бы вечно в сомнении, шатаниях и вне всякой уверенности, и наши бедные совести постоянно мучились, если бы не полагались на заслугу смерти и страдания нашего Спасителя.