Чудо
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.
Чудо 1
---
Понятие чуда носит прежде всего не физический, а психологический характер.
Когда для древнего человека сверкала молния, это было, с одной стороны, эпифанией,
прямым, непосредственным, зримым и потрясающим всю душу (до пяток) и тело
явлением божества.
А с другой (хоть обилие эпитетов выше включает и эту сторону) -
благоговейное ошеломление восторженного свидетеля.
Так, Рудольф Отто* считает чувство священного трепета и даже ужаса -
основой любого настоящего религиозного чувства.
И хочется думать, что
(умерший лишь через 10 лет после ее публикации и несомненно знавший эту эпохальную книгу)
Рильке совершенно независимо от него восклицает:
«Каждый ангел ужасен!»**
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.
-----
*) «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным» Дуинские элегии
** "Дуинские элегии писались с 1912 года в течении 10 лет.
Но именно тогда, за 5 лет до выхода книги, гуляя по зубчатой стене замка Дуино на берегу моря близ Триеста,
Рильке услышал в яростном ветре первые строки Элегии Первой"
===============
"Рудольф Отто: Наиболее известна его книга «Священное»,
она переведена более чем на 20 языков мира.
центре её — восходящее к Канту понятие нуминозного как абсолютно иного.
Через книгу проходит систематическое сопоставление мистического опыта Запада
(Мейстер Экхарт, Генрих Сузо, Эрнст Ланге, Герхард Терстеген)
и Востока (мусульманского, индуистского, буддистского).
"Рудольф Отто стал родоначальником западной феноменологии религии,
после того как написал в 1917 году книгу «Священное».
В ней он пытается объяснить феномен священного, конструируя особые понятия.
Избегая немецкого слова «göttlich» («священное»),
перегруженного различными смыслами, он вводит понятие «нуминозное» (от лат. numen — божество).
По мнению Отто, понятие «святое» утратило в современных европейских языках
некоторое ощущение «избытка», которым оно было нагружено в древних языках.
Отто предпринимает попытку вычленения этого «избытка»
путем исключения из понятия «святое» морального и рационального компонентов.
Оставшийся иррациональный компонент Отто называет «нуминозным».
Сущность святого находится в нуминозном, а встреча человека с нуминозным происходит в чувстве благочестия.
Фактором, обуславливающим нуминозное, выступает наличие в нём тайны.
Поэтому, опыт на котором основываются все религии — это опыт «присутствия тайны».
Соответственно выстраивается схема основных формы ощущения святого в религиозном опыте:
Чувство тварности (Kreaturgefϋihl)
Мистический ужас (Mysterium tremendum), который делится на моменты:
ужаса (Tremendum)
величия (Majestas)
божественной энергии (Energicum)
тайны (Mysterium)
Восхищение (Fascinans)
Священное как нуминозная ценность (Sanctum als numinoser Wert)"
1-3 Рильке
Леонид Пастернак[url=https://postimages.org/]
Отредактировано Соня (Суббота, 24 декабря, 2022г. 08:50:14)
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.