КРАТКАЯ АПОЛОГИЯ ГНОСТИЦИЗМА
Часть 1
В связи с надвигающейся в мире смутой, предвосхищающей глобальные мировые перемены, уже от многих из так называемых лидеров общественного мнения и на информационных площадках, на которых они консолидируются, а также в гуманитарно-научной среде все чаще слышится в негативной коннотации упоминание термина «ГНОСТИЦИЗМ».
И чтобы доверчивость непосвященного обывателя по отношению к «авторитетному мнению» не подвела его и в этом весьма нетривиальном вопросе, представляется важным высказать некоторое небезосновательное альтернативное суждение на этот счет. Поскольку более чем 20-летний опыт исследования темы позволяет нам иметь в связи с данным предметом мнение, стоящее внимания.
На чем основывается поднимаемая волна против так называемого Гностицизма? Во-первых, на полной уверенности в том, что серые толпы обывателей никогда не станут самостоятельно исследовать тему, как они поступают всегда и по любому вопросу, поглощая вложенную в их уши пищу без исследования. А во-вторых, на невежестве и ангажированности самих «говорящих голов», которые подстрекают к ненависти в отношении Гностицизма, пересказывая древние «байки из склепа», но под соусом политических запросов в «охоте на ведьм» текущего момента.
Итак, в первую очередь, необходимо разобраться с самим термином «Гностицизм», и в связи с чем он появился, как связан с событиями, произошедшими на заре нашей эры, и в связи с чем муссируется в информационном пространстве в настоящее время.
Сам термин достаточно прост. «Гностицизм» происходит от греческого «ГНОЗИС» (γνῶσις) - что в переводе на отеческий язык ни что иное как «ЗНАНИЕ». Соответственно, «Гностицизм» есть «ОБЛАДАНИЕ ЗНАНИЕМ», а гностики – «ОБЛАДАТЕЛИ ЗНАНИЕМ».
Если проводить аналогии, то на латинском языке «ЗНАНИЕ» звучит как «SCIENTIA», и соответственно то, что по-гречески «ГНОСТИКИ», на латыни обозначалось бы как «СЦИЕНТИКИ» - проще говоря, «УЧЁНЫЕ».
Итак, как видим, сам по себе термин не то, чтобы нейтрален, а преимущественно положителен. Поскольку знание, в отличие от антонимичного, т.е. невежества, во все времена и во всех обществах являлось ценностью.
И судя по тому, как разворачивается компания по дискредитации «Гностицизма» (в чем заключается эта хитрость, еще скажем ниже), то он оказался впутан в самую настоящую борьбу за умы людей . Причем борьба эта имеет явный религиозно-политический окрас, и не исключено, что даже политический заказ.
Далее, стоит определить самые реперные точки в истории вопроса, связанного с терминами «ГНОСТИЦИЗМ» и «ГНОЗИС».
И здесь нас ожидает казус, поскольку сам термин «Гностицизм» начал применяться и прочно вошел в богословско-философскую литературу аж в XVII веке, благодаря Генри Мору, богослову из Кембриджа, для обозначения ряда течений ранне-христианского движения I–IV вв. Особо сделаем акцент на том, что термин «ГНОСТИЦИЗМ» возник в Новое время (в XVII в.), а относится к РАННЕМУ ХРИСТИАНСТВУ (I – IV вв. н.э.), историю которого возможно изучать лишь по нарративным источникам, т.е. субъективным рассказам якобы современников и свидетелей, а также на основе письменных памятников, возникших внутри самого ранне-христианского так называемого «гностического» сообщества. И, разумеется, что всякий нарратив, не может восприниматься как действительное основание для объективного суждения по вопросу. Поскольку остаются неизвестными подлинные мотивы этих стародавних свидетелей, тем более, когда речь идет о мировоззренческом аспекте человеческого бытия. Как «черт из табакерки», такие свидетельства вновь вынимают на свет, когда существует явная проблема с аргументацией отстаиваемой точки зрения в настоящее время. Здесь мы, конечно, имеем ввиду отсылки на так называемых ересеологов (в первую очередь, Ириней Лионский), выступавших на стороне реакционного и мимикрирующего под христианское сообщества, в дальнейшем нашедшего свое продолжение в общепринятой ортодоксии.
Теперь о том, что касается объективной стороны дела. Действительно, так называемые «гностические», а по существу, РАННЕ-ХРИСТИАНСКИЕ тексты изобилуют греческими фразеологизмами. И это естественно в рамках исторически сложившейся реальности на рубеже нашей эры. И в числе множества таковых однозначно важнейшим явился рассматриваемый нами «ГНОЗИС» - ЗНАНИЕ. Поскольку, среди множества прочих, один из текстов, названных «Книги Спасителя», содержит речь Иисуса Христа, в которой Он прямо, буквально заявляет Своим Апостолам: «Я есть ГНОЗИС». То есть, «Я есть ЗНАНИЕ». Эту подробность тщательно скрывают то ли умышленно, то ли по невежеству, как борцы (ересиологи) с ранним христианством первых веков н.э., так и нынешние «обличители» гностицизма.
Далее, необходимо коснуться гностического содержания ранне-христианских текстов или содержания ГНОЗИСА (ЗНАНИЯ). Разумеется, что мы не ставим целью осветить его во всех подробностях и нюансах – это достойно весьма пространного научно-философского трактата, а дадим в самых принципиальных обобщениях. Частично гностические идеи содержатся и в доступных обывателю новозаветных христианских текстах – евангелиях и посланиях Апостолов, представленных в книгах библейского Нового Завета. Это особенно становится очевидным, если ссылаться на их греческие оригиналы, однако и это замалчивается. Главная же идея Гнозиса – это проповедь Царства Света Бога-Отца, т.е. «Царства Небесного», как цели уверовавшего в Иисуса Христа человека. Оно является местом пост-бытийного существования его души, средствами достижения которого предложены и описаны определенный образ мышления, поведения и действий как в продолжение текущего земного существования, так и в ходе продвижения человеческого духа к этой цели после материальной «смерти», связанного с космогоническими силами. Разумеется, различные тексты из гностического свода ранне-христианских письменных памятников посвящены разным аспектам этой темы.
И даже так называемые мистерии, или как их называют магические практики, упоминаемые в этих текстах, относятся не к контексту текущей материальной жизни, а производятся в пост-бытийной реальности и направлены на достижение Царства Света.
Тем не менее, вопреки этому, борцы с Гностицизмом, ссылаясь на опыт сообществ, прямо не относящихся к ранне-христианскому движению, приписывают языческую или псевдо-христианскую магию христианам первых веков н.э..
Более того, что знать о потусторонних мистериях могли, исходя из содержания самих гностических текстов, только достигшие определенного уровня посвящения христиане, многократно доказавшие свою верность идеям и учению Иисуса Христа. Таким образом, группы относительно немногочисленных просвещенных христиан можно было бы отнести к условно(!) закрытым сообществам, именно которые возможно именовать ГНОСТИКАМИ.
Вполне очевидно, что не потусторонние мистерии волнуют борцов с Гностицизмом, а именно те идеи, которые реально воплощаются в материальном бытии раннего христианства.
Первая из таких неприемлемых для них идей состоит в том, что ставится под сомнение авторитетность мирской власти, а следовательно, государства, в связи с провозглашением Иисуса Христа как НОВОГО ЦАРЯ и Его НОВОГО ЦАРСТВА. Поскольку даже в каноническом евангелии Иисусу принадлежат слова: «Царство Мое – не от этого мира», - т.е. Он бескомпромиссен по отношению к любой власти этого материального мира, овладевая душами своих последователей. А поскольку мирская государственная власть претендует на безоговорочное и безраздельное подчинение и обладание сознанием подопечных граждан, то это заявление может расцениваться как угроза государственной безопасности как в древнем мире, так и в настоящий момент времени. Тем более, что и тогда, и сейчас – всегда власть в мире стремится к глобализации, будь то Римская империя или Империя глобального капитала. В связи с этим становится актуальной потребность в создании религиозно-политической подделки, паразитирующей на Имени Нового Царя и вводящей в заблуждение с помощью различных инсинуаций (ложного учения), обслуживая политические цели самого государства.
И именно таковой опыт уже имел место в IV веке н.э., в преддверии которого, ценой многочисленных мученических жертв первых христиан, идея Царства Небесного приобрела небывалый авторитет в мире, будучи выражением незыблемой человечности, стремящейся к божественности. В пику(!) которой была образована религиозно-политическая организация под предводительством верховного языческого жреца и римского императора Константина (прозванного Великим), самоназначившая себя единственно возможной формой «христианского» вероисповедания, объявив остальные проявления христианской мысли ересями. Так появилась «кафолическая ортодоксия» или на отечественном языке «вселенское (общемировое) правильное учение (православие)». Именно ее конфессии-метастазы именуются в настоящее время «христианством», в то время как ересью объявлено массовое ранне-христианское движение, физически уничтоженное в I – III вв. н.э. римскими императорами(!). Таким образом, ортодоксия всегда вела лишь заочную борьбу с ранне-христианским гностицизмом, и никогда очно, а лишь ссылаясь на крайне немногочисленных негодных дорвавшихся до пера клеветников, названных впоследствии ересеологами, снабдивших безапелляционными байками и небылицами своих будущих последователей в отношении первых христиан-гностиков.
Второе, с чем никогда не смирились бы правящие элиты ни тогда, ни сейчас, рассматривая свое податное население в качестве самовоспроизводящегося ресурса – это отказ подопечных от биологической репродукции. Поскольку существование провластных элит и самой власти в форме государства невозможно без определенного числа электората, налогоплательщиков и рекрутов. Идея же, с которой связан этот отказ, заключалась в том, что ГНОЗИС для христианина-гностика определял материальный мир как тюремное заточение его божественной души, бегство из которого он осуществляет благодаря призыву своего Спасителя Иисуса Христа в Его Царство Света, принимая в учет то, что земное существование – это лишь одна из многих инстанций этого заточения. Разумеется, осуществляя это бегство путем благочестивой, безукоризненной жизни в краткий период своего материального существования, христианин не только сам стремился вырваться из круга своих дальнейших блужданий в материальном мире, но также избежать участия в деле воплощения других душ, тем самым лишая власть мира приобрести вместо себя следующих рабов. Само собой разумеется, страх того, что эта идея охватит достаточно широкие слои населения, вынуждает власть содержать штатную религиозную «ортодоксию», побуждающую обывателя служить существующей власти через совокупление, опутывая свою душу семейными нуждами. А тех, кто ради благочестия отказывается вступать в брак и разного рода половые отношения – клеветнически обвинять во всяких половых извращениях с целью создания негативного образа приверженца ГНОЗИСА.
Впрочем, хотя в первых христианских общинах и было не комплементарное отношение к браку, тем не менее, он воспринимался как необходимое зло ради избежания порочного блуда и развращения, неприемлемых для христианского общества. Потому, не взирая на возраст, для тех, кто еще не встал основательно на путь святых и их посвящения, оставалась возможность вести благочестивую жизнь в браке. Разумеется, что такой образ жизни не предусматривал благополучной жизни и благоденствия, поскольку стремление к материальному достатку категорически порицалось в первых христианских общинах. В связи с чем состоятельные граждане не принимались в общины до тех пор, пока не отказывались от имущества, расточая его среди бедных или передавая его в общее пользование общине. Богатые – однозначно и категорически отвернутая категория граждан в первых христианских общинах. И это, в свою очередь, также неприемлемая практика в глазах религиозных и политических государственных властей.
Озвученные тезисы, не взяты нами из воздуха. Все, что касается мировоззрения первых христиан и устройства их собраний под руководством христиан-гностиков, обнаружено нами в многочисленных текстах, посвященных деятельности 12-ти Апостолов Иисуса Христа, их посланиях и переписке, которые не однократно были освещены в зарубежных и отечественных научных исследованиях.
… продолжение следует
- Подпись автора