«Смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною»
свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало и кто унижается перед низшими себя. А тот, кто скромно говорит о Боге; кто знает, что сказать, о чем помолчать, а в чем признать свое неведение; кто соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении».
свт. Григорий Богослов
«В смиренномудром никогда не бывает суетливости, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое. Если бы небо упало на землю, смиренномудрый не ужаснется. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник… Смиренномудрый на всякое время пребывает в покое, потому что нечему привести ум его в движение или в ужас. Как никто не может устрашить гору, так небоязнен и ум его».
прп. Исаак Сирин
«Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя. Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением».
свт. Игнатий Брянчанинов
Антоний Великий говорит, что высшая добродетель – это смиренномудрие (смиренная рассудительность), но в послании Апостола Павла к Колоссянам есть слова о «самовольном смиренномудрии» – Кол.2:18, что это такое?
Ответ И.Т. Лапкина:
Кол.2:18 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом».
Антоний говорит о смиренномудрии, о сораспятии самого себя миру. Быть мертвым для плотских вожделений, самохотений, своего «я», то есть того, чем питается и живет весь мир. Апостол же Павел говорит совершенно о другом, о ереси. У колоссян появились люди, которые стали доказывать, что напрямую к Богу нельзя обращаться, и выводили целую теорию о служении Ангелов, о их роли в спасении рода человеческого. Этим ложным смиренномудрием пропитано сегодняшнее православие от подошвы до темени.