Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ««

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Экуменизм истинный и ложный

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Экуменизм истинный и ложный
(сПХБ: с полей христианских баталий)

Речь о соотношении замкнутой, оборонительно охранительной, -
и подлинно кафолической (вселенской) позицией и традицией в православии.

У меня нет никакой позитивной программы.
Сплошь одна негативная.

1. Раздраженное, поучающее, высокомерное, снисходительное, полу-презрительное отношение к любым верованиям, не подпадающим под уголовный кодекс, -
не имеет никакого отношения к христианству.

2. Является антихристианским по духу ("Не знаете, какого вы духа") и по букве (буквально иллюстрируя притчу о мытаре и фарисее)

3. Являя по видимости пример защиты и твердости в вере, -
на самом деле является ярким свидетельством

а - неверия,

б - страха перед собственным тайным неверием,= "недо-верия",

в - "недо-верия" в другом смысле: слабое знание христианской матчасти,
Компенситуемое насмешками над теми, кто не знает ее вовсе.

г - стагнации в духовной жизни.

"Несколько часов проговорив-проспорив со своим христианским другом, но так и не убедив друг друга, Мартин Бубер и его собеседник замолчали.
Потом встали и со слезами на глазах обняли друг друга.

Ни тот, ни другой НЕ ИЗМЕНИЛИ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ.
Но….. что-то они ПОЧУВСТВОВАЛИ."
/Г. Помернанц/

В Википедии приводится близкое к этому по духу высказывание о. Александра Меня:
Что вы думаете о сказанном им?

"В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт." ?
Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник — культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями.
А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.

А вот сходные слова об о. Александре Шмемане из вступительной статьи к его дневникам:

о. Александру душно от "религиозности", которую слишком многие христиане, в т.ч. православные, исповедуют вместо веры во Христа-Богочеловека. Он выводит страшную формулу: не атеизм, а "… неочищенная, непросветленная религиозность и есть средоточие демонического в мире". Он ясно видит, что и в церкви, и в культуре начинается торжество "Ферапонтов" Достоевского или, как еще называет их о. Александр - "нео-нео-славянофилов", у которых "только одни враг, - человек, свободный "во Христе", т.е. единственно подлинно свободный".
Автор: Протоиерей Александр Шмеман Дневники. 1973-1983

Занимаются доказательством превосходства своей веры (любой),
либо пряча от самого себя свои тайные сомнения,
либо компенсируя застой в духовной жизни.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

2

А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

3

Архимандрит Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"
сПХБ: с полей христианских баталий

«мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами».
/архим.Софроний/[/i]

Церковь наша - кафолическая, вселенская. Печально было бы скатиться по примеру иудаизма в национальную и конфессиональную ограниченность.
Ведь чем завоевывают сердца наиболее популярные ныне вероучения и религиозные движения? Своим отказом от исключительности ЕВУ (единственно верное учение).
Именно поэтому (наряду с ролью личности) так много было обратившихся к русскому православию англичан у митрополита Антония Блюма и американцев у протоерея Александра Шмемана.

Я не за размытость и всетерпимость. Не за механический синкретизм.
Просто имхо есть огромная разница между утверждением, укорененностью в своей вере, - и обличением ошибок вер чужих.

Чисто даже эстетически, человечески, нравственно - чем глубже мы постигаем благодатность приобщенности своей вере, тем терпимее, с большим пониманием пытаться отыскать жемчужиные зерна Духа, веющего где хочет, в том, что мы прежде со школярским высокомерием считали навозом.

Противоположная позиция, позиция ЕВУ, чревата многими духовными опасностями и ставит нашу веру, на радость католицизму, в один ряд со всякими сектами, именно и отличающимися утверждением себя как ЕВУ.

----------------------
В анотации к архиву аудиозаписей лекций православного портала ПРЕДАНИЕ архимандрита Софрония (Сахарова),
без которого нам может и не было бы известно о св. старце Силуане Афонском говорится:
-----------------------

Экуменизм истинный и ложный

Архимандрит Софроний (Сахаров)

В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими.

Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено.

Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами».
----------------

Экуменизм истинный и ложный

Отредактировано Соня (Среда, 22 марта, 2017г. 04:09:42)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

4

Личный Бог и Пустота (в отсутствии Чапаева)

Перешедший в православие выдающийся современный английский композитор Джон Тавенер погружается в буддизм.Одно из последних его сочинений - "Шуньята" (Пустота) он написал нисколько не выходя, а напротив, - погружаясь в сущность православия. Тем более не удивителен его интерес к суфизму (исламу) - /в том же фильме/.
Он (вторя Померанцу) говорит там, что понимание общего в великих религиях возможно только на их глубине и, в свою очередь, помогает самому этой глубины достигнуть.

Чапаевские же атаки на иноверие - удел таких сомнительных христиан как Чаплин.
В фельетоне Ильфа и Петрова "Как создавался Робинзон" член творческой съемочной группы все время приговаривает: "Главное - чтобы не получилось как у Чаплина". Христианам, помятуя о нашем комике Чаплине, стоило тоже б воздерживаться от надменности в отношении других религий.
"Чтоб не получилось как у Чаплина".*
--
*) Ильф "Как создавался Робинзон»

https://www.youtube.com/watch?v=Vx-vx0XolxI (последние минут 10)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

5

Из дебатов о либерализации позиции Западной Церкви по ряду важных вопросов

\\Сконцентрируйтесь на вопросе – два тысячелетия отцы церкви анафемствовали всех кого ни попадя, налево и направо, в хвост и гриву по самым разным небожественным поводам, - а сегодня совсем другое, противоположное. Значит двухтысячелетняя история католичества коту (князю мира) по хвост?\\

Сконцентрируйтесь на вопросе – два тысячелетия отцы церкви за скудостью духовного опыта полагались на обнародованный опыт отдельных подвижников как на откровения ЦН (Царствия Небесного). За скудостью духовного опыта полагались на обнародованный опыт отдельно взятого (в Инферно и Парадизо) Данте
как на откровения ЦН (Царствия Небесного), как на ЕВУ (Единственно Верное Учение) об устройстве горних и дольних нижних миров, -
а сегодня совсем другое, противоположное. Значит двухтысячелетняя история католичества коту (князю мира) по хвост?

Так что единичный опыт аскезы, подвижничества, отречения, воздержания - вкупе с темновековыми предрассудками (не основанными на подлинном опыте суждениями; суждениями не основанными на здравом рассуждении) -
является догматом крепче мата - лишь для иного, своего опыта не имеющих.
Условное руководство более зрячих более слепыми. Не более того.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

6

И вообще: упирать на "католичество" как некое сомнительное христианство я б поостереглась. Все основные (до 1054г) святые у нас общие. Отличия гл. обр. политические, исторические, обрядовые и в некоторых спекулятивных (умозрительных) концепциях.
Обе главные христианские ветки носят одно и то же двойное доопределение: обе Ц. кат(Ф)олические/вселенские и православные/ортодоксальные.
Так что прятать христианское за католическое - негоже: христианство вдвое ширше (потому как протестанты - не ангелы тож).
При том что наши умыслы на католичество есть домыслы. Мы же ведем себя как схизматики (сектанты-раскольники) /психологически/ совершенно объективно:
горды, заносчивы, обидчивы.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

7

Соня и "Роза мира"

Не желаю никакому поклоннику Андреева и его "Розы мира" уподобляться средневековым читателям, видившим в La Divina Commedia исчерпывающую инфу о природе ультра и инфра мира.
При том что и La Divina Commedia, и Данте были канонизированы Церковью, а ни "Роза мира", ни Андреева - нет.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

8

Страх всего чужеземного и картошка

Для меня особенность православия прежде всего в несводимости христианства к словам, утверждениям, догматам и учениям.
А в личном духовном подвиге (или просто труде) стяжания Духа Святого.
"Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" /Псалом 26/

Лютер говорит: "на том стою и не могу иначе"; и стоит он на своем переводе Библии,
на впитывании ее словесного содержания.
Потому что его опыт монашеский закончился неудачей и чуть не привел к катастрофе.

Католицизм готов бороться, вплоть до костров, со с л о в е с н ы м и ересями, словесными отступлениями от христианства.

В отличие от них, в православии - упор на его дух и суть, на неизреченный трансформирующий опыт личной встречи с Богом; преображающий душу и меняющий жизнь.

Поэтому только у нас название всего народа, его 90, а то и поболее,% - "христьяне-крестьяне".
Это при том, что крестьяне эти часто говорили, что не слова не понимают ни из церковной службы, ни из чтения Евангелия.

Любимый и цитируемый Кураевым евангелист (о его инославии Кураев стыдливо умалчивает) Марцинковский
говорит, что странствуя с чтениями Евангелия по России, ему приходилось видеть, как в одну избу набивалось послушать слово Божие до 200 человек. А он не проповедовал, а просто читал НЗ.
И он удивлялся: "разве в церкви вам это не читают?" - "ходим в церковь каждое воскресенье всю жизнь, но ни слова не понимаем"./Владимир Марцинковский "Записки верующего". (1927)/

Так что в православии главным был и остается тот глубинный христианский дух, который веет где хочет и передается часто вне и помимо слов.

Тот же Кураев, на вопрос, кто такие суфии, - говорит, что они пошли от православия и православной практики.

А патриарх Вселенский говорит, что "нам многому предстоит научиться и от йоги".

Поэтому, если б облекла свою позицию в благостные и правильные слова, - в этом не было бы особого смысла; скорее всего, с ней бы равнодушно согласились и все.

А когда практически то же самое высказываю и обостренном, занозистом и забористо задорном виде, - для того чтобы отвергнуть то, что говорю, в чьей-то душе может шевельнуться какая-то мысль духовная (не получилось сказать).

Исхожу из того, что все мы - от одного Адама и все стремимся к Богу.
И пути других духовных культур, даже и без имени Христова, угодны Господу, и на них тоже распространяется Его желание всех спасти и вовсе не обязательно известным нам образом.
я ничего не утверждаю; я только говорю, что крещение Духом Святым в о з м о ж н о для каких-то йогов, буддистов и индуистов.

И что их духовный опыт может принести нам духовную пользу.

А страх всего чужеземного в точности напоминает борьбу с таким дьявольским заморским зельем, как картошка.
Ели ее отравленную ботву. Вместо клубней, которых и не замечали.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

9

Главное в становлении духовности – понимание выхода ее глубинного уровня за все слова, все знаки, понимание всех писаний как перевод с несказанного на высказанный человеческий язык. К этому направлению примыкаем мы с Зинаидой Миркиной.
Глубина любой великой религии, корни которой уходят в осевое время, ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности. Различие языков и образов религиозного опыта не может быть устранено, оно неотделимо от различия культур, от многоцветности мира. Диалог не стирает этого многоцветия. Но он ведет в глубину, где все различия смотрятся как преломления единого луча внутреннего света, озарившего мир в древности и давшего силу становлению культурных миров, тяготеющих к глобальности и оставшихся субглобальными только из-за древней непреодолимости океанов и пустынь.
Сегодня надо продолжить начатое и заново увидеть мир как духовное целое.
Увидев, мы его создадим.

Григорий Померанц.
http://pomeranz.ru/index.html

Отредактировано Соня (Воскресенье, 31 октября, 2021г. 16:09:40)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

10

Мы как христиане понимаем, что вне Христа спасения нет..
Деян 4:12: "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись."
Кому сожалению многие поищут и не смогут найти...
Лук 13:24: "подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут."
К большому сожалению Библия говорит что многие называющие себя христианами также идут в погибель...
Мат 22:12-13: "и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;"

Так как же нам поступать?! Любить людей, и желать всем спасения...
Кто не знает Христа, в других религия,  не обманывать их говоря, что и они спасутся,
но проповедывать им евангелие спасения, если конечно они хотят слышать...
Отступивших от правды в христианстве, обличать их с любовью, не желающих слышать вас , отойти от них и просто молиться.
И изучать нам надо Слово правды - Библию.
1Тим 4:16: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя."
Соня , благослови вас Господь в поиске истины.

0

11

//...//

Не понимая окружающего мира и способов мышления других, не похожих на нас людей, мы вряд ли сможем донести до них нашу истину.
Если мы будем глухи к ним, они будут глухи и к нам.
Иисус свечерял с мытарями и блудниками; не след и нам отстраняться от всего непонятного и непохожего.
Антоний Сурожский и Александр Шмеман советовали прежде чем приступать к евангельской проповеди исповедующим восточные религии, попытаться ощутить содержащуюся в них божественную истину.
А талдычить свое легко и приятно. Только услышат и поймут ли нас те, кого мы сами не слышим и не понимаем?

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

12

Ветви Авраама написал(а):

Мы как христиане понимаем, что вне Христа спасения нет..

Мы как христиане не понимая, что Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся… (Гал.3:27)
оказываемся  вне Христа.
Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.( Рим. 6:3)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

13

Соня написал(а):

Мы как христиане не понимая, что Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся… (Гал.3:27)
оказываемся  вне Христа.
Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.( Рим. 6:3)

Истинно так.

0