1. Детерминистский фатализм (или радикальный, гипер-кальвинизм)
Хотя классический кальвинизм стремится сохранить тайну соотношения Божьего суверенитета и человеческой ответственности, его радикальные, упрощённые формы могут скатываться к ереси.
Суть ереси: Утверждается, что поскольку Бог абсолютно суверенен, то любое действие, включая грех и зло, прямо и непосредственно предопределено Им. Воля человека — лишь иллюзия, марионетка, выполняющая Божью волю.
Почему это ересь:
Она делает Бога автором греха и зла, что прямо противоречит Писанию (Иак. 1:13).
Уничтожает смысл нравственной ответственности человека. Если Бог предопределил Адама согрешить, а Иуду предать, то судить их за это несправедливо.
Отрицает реальность зла, превращая его в простое "орудие" в Божьих руках.
2. Монизм (в его еретической для христианства форме)
Суть ереси: Учение о том, что всё есть одно. Всё существующее — это проявление единой божественной субстанции. В таком случае, различие между добром и злом, Богом и дьяволом — иллюзорно. Злая воля сатаны или человека — это просто "обратная сторона" или "теневой аспект" воли Бога.
Почему это ересь:
Отрицает личную природу Бога и Его трансцендентность по отношению к творению.
Стирает грань между добром и злом, что уничтожает саму основу библейской этики и идею спасения от греха.
3. Двубожие (Манихейство) — парадоксально, но с противоположной стороны
Хотя манихейство формально учит о двух равных силах (Добро и Зло), оно косвенно приравнивает злую волю к божественной, наделяя её тем же онтологическим статусом.
Суть ереси: Существуют два извечных и равносильных начала: Бог (Добро, Свет) и Принцип Зла (Тьма, Материя). Их борьба и составляет историю мира.
Почему это ересь (в контексте вашего вопроса):
Оно наделяет зло самостоятельной, вечной и неуничтожимой божественной силой, почти равной Богу. Таким образом, злая воля не просто существует, она является фундаментальной, несотворённой частью мироздания, с которой Бог вынужден бороться, но не может окончательно победить. Это отрицает всемогущество Бога и библейское учение о том, что зло — это извращение доброго творения, а не самостоятельная сущность.
4. Модернистский пантеизм и "христианский" оккультизм
Различные современные синкретические учения, часто под влиянием восточных религий и нью-эйдж, могут утверждать, что "Бог есть всё", а значит, дьявол — это просто "аспект" Бога, необходимый для баланса.
Суть ереси: "Чтобы познать свет, нужно познать тьму". Зло и добро — две стороны одной монеты, и обе в равной степени являются проявлением божественного.
Почему это ересь: Полностью отрицает святость Бога и абсолютную природу зла как бунта против этой святости.
......
......
Общее название для этой группы искажений
Универсального термина для всех этих ересей нет, но их можно объединить под общим описанием:
Ереси, отрицающие онтологическую реальность зла и нравственную ответственность творения.
Они так или иначе:
Стирают качественное различие между святой волей Бога и злой, бунтующей волей творения.
Делают Бога ответственным за грех, либо прямо предопределяя его, либо являясь его источником через монизм/пантеизм.
Православная позиция держится на тонком балансе: Бог суверенно попускает зло, совершаемое по свободной воле творений, но не является его автором, обращая его последствия к благим целям. Воля Бога и воля злых духов/людей — не одно и то же; они находятся в состоянии метафизического и нравственного противостояния, хотя Бог и ограничивает это противостояние Своей всемогущей властью.