"Крохи псам."
По себе заметила, что благочестиво кивая и елейно причмокивая, я десятки раз читаю Евангелия,
не вчитываясь; или с прямого содержания текста мгновенно проскальзываю на привычную церковную интерпретацию.
Я хотела бы разобраться вместе с вами в нескольких таких эпизодах.
Возьмем такую ситуацию.
От Матфея Святое Благовествование (Глава 15)
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Что же все это значит?
Очевидный смысл этого отрывка следующий:
Иисус особо подчеркнул необходимость крайне уважительного отношения к евреям для христиан из прочих народов.
Ведь кто была эта женщина? Она была истинной христианкой: она верила в Бога, причем в Бога еврейского; и настолько была сведуща в этой вере, что знала о (не самой центральной в иудаизме) концепции Мессии.
Мало этого: она, не хуже апостола Петра в лодке, исповедовала Иисуса Мессией!
("Помилуй меня, Господи, сын Давидов!");
/По словоупотреблению того времени, "сын Давидов" можно сказать только Мессии. /
Итак, эта женщина показывает себя образцовой христианкой. Чего же ей не хватает?
Смирение она проявила достаточное и даже более, чем достаточное, унижая себя совершенно непристойным для замужней женщины того времени приставанием к группе одиноких мужчин;
тащась за ними, пугая встречных, по дорогам, с единственным благородным и человечным желанием исцеления своей дочери.
Почему же Иисус проявляет такое безразличие на грани жестокости?
Итак, что Иисус хотел показать на примере этой несчастной женщины?
Каков единствееный изъян этой, по всему прочему - образцовейшей христианки?
Этим эпизодом Иисус и, включившая его в канонические Евангелия Первенствующая (ранняя) Церковь показывают три основания веры для входящего в Церковь нееврея:
- вера в Бога
- вера в Иисуса как Христа (Мессию)
- глубокая и искренняя почтительность к народу еврейскому.
"кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов,...
Но Он не отвечал ей ни слова." - отказывался даже разговаривать.
"И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан т о л ь к о к погибшим овцам дома Израилева."
Смотрите: Он снова даже не поворачивается к ней; отвечает только ученикам в ответ на и х, а не ее просьбы.
Что же это значит: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева"?
Явно не предполагается, что все овцы дома Израилева - погибшие.
Следовательно, Иисус говорит, что пришел провозгласить прощение грехов и спасение д а ж е еврейским грешникам.*
"Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам."
Кого же Он называет тут детьми Божиими?
Он называет так еще не верующих в Него (и неизвестно, пойдущих ли за Ним) просто рядовых евреев, "овец дома Израилева".
А кого называет Он псами?
В данном случае, Он называет и так верующую и в Него и в Бога благочестивую нееврейку.
Почему?
Потому что Он ждет иного, чем прежде, проявления ее смирения:
признания изначального первенства евреев и народа еврейского в деле спасения.
"...Во-первых, Иудею, потом и Еллину." /ап. Павел/**
"Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя".
И снова: во что же вера?
Вера в чудо, в способность Иисуса исцелить ее дочь? -
Но это она давно доказала и самой своей просьбой и ее неотступностью.
Все одномоментно изменило только одно: отказ ханааненки не только от своей личной, но и от национальной гордыни.
То, что нам западло и просто возмутительно; что вызывает в нас прямое отвращение и готовность навесить тьму тьмущую всяких ярлыков, - это именно то, что Иисус ждет от каждого из нас:
признание народа еврейского детьми Божиими и неотменяемости их богосыновства.
Испытаем свое сердце: что шевелится в нем, когда мы готовы поднять целую бурю богословских опровержений этих слов Спасителя?
Не лучше ли, как эта бедная женщина, пережечь свое национальное самолюбие в горниле смирения и благодати Христовой и получить от Него, как и она, в ответ на наше смирение - радость спасения от Господа?
Около 1950 лет назад апостол Павел предупреждал христиан-язычников:
"Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя... Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли тебя" (Рим. 11:17,18,21).
Пророк Захария, обращаясь к Израилю, говорит:
"Касающийся вас, касается зеницы ока Его" (Зах. 2:8).
В книге пророка Иеремии читаем: "
Так говорит Господь, который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью. Если сии уставы перестанут действовать передо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом передо Мной навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали..." (Иер. 31:35-37).
Бог отвергнет Израиль не раньше, чем прекратят существование все законы природы! Всем нам предстоит явиться на суд Христов (2 Кор. 5:10).
Что мы скажем на этом суде Господу о нашем отношении к народу Израиля?
-------
* еврейским же праведникам(фарисеям и книжникам) Иисус, как и Иоанн Креститель, обращает бичующие слова, чтобы пробудить их от самоуспокоенности, обновить их дух и возжечь в них огнь покаяния. Однако, как мы видим из этих Его слов, не они являются основной целью Его пришествия.
** Тогда кажется не такой удивительной избирательность даже апостола языков Павла, не уверенного в готовности нееврейских слушателей благой вести к такому благочестивому смирению и отвержению своей национальной и личной гордости ""Между тем, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии, и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев." (11:19). "
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.