Г. Сковорода. Начальная Дверь... 1-3
НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ К ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ.
Написана в 1766 году для молодой элиты Харьковской губернии, а обновлена в 1780 году
ПРЕДДВЕРИЕ.
Благодарение Блаженному Богу, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным.
Нет слаще для человека и нет нужнее, как счастье; нет ничего и легче. Благодарение Блаженному Богу.
Царствие Божие внутри нас.
Счастье в Сердце, Сердце в Любви, Любовь же в Законе Вечного.
Это беспрестанное вёдро и незаходящее Солнце, просвещающее тьму сердечной бездны. Благодарение Блаженному Богу.
Что было бы, если счастье, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависело от места, времени, от плоти и крови? Скажу яснее: что было бы, если счастье заключил Бог в Америке, или на Канарах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских чертогах, или в соломоновом веке, или в богатствах, или в пустыне, или в чине, или в науках, или в здравии?.. Тогда бы и счастье наше и мы с ним были бедные. Кто мог добраться к тем местам? Как можно родиться всем в одном некоем времени? Как же и поместиться в одном чине и степени?
А счастье, утвержденное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на смертном человеке? Не оно разве трудное? Право! Трудное и невозможное. Благодарение же Блаженному Богу, что трудное сделал ненужным.
Ныне желаешь ли быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам...
Золотом можешь купить деревню, сделка трудная, но не обязательная, а Счастье как необходимая необходимость задаром везде и всегда даруется.
Воздух и Солнце всегда с тобою, везде и даром; все то, что бежит от тебя прочь, знай, что оно чуждое и не почитай за твое, все то странное и лишнее. Разве нужда в нём? Тем-то оно и трудное. Никогда бы не разлучилось с тобою, если было необходимым. Благодарение Блаженному Богу.
Счастье ни от небес, ни от земли не зависит. Скажи с Давидом: «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле?» (Псалтирь 72:25).
Что же для тебя нужное? То, что самое легкое. А что легкое? О друг мой, все трудное, и тяжелое, и горькое, и злое, и лживое. Однако что легкое? То, друг мой, что нужное. Что есть нужное? Нужное есть только одно: «Единое на потребу».
Одно только для тебя нужное, одно только и Благое и легкое, а прочее все труд и болезнь.
Что же то Единое? Бог.
Вся тварь есть рухлядь, смесь, сволочь, сечь, лом, крушь, стечь, вздор, сплочь, и плоть, и плетки... А то, что любезное и потребное, Единое везде и всегда. Это Единое Горстью Своею прах плоти твоей содержит.
Благодарение Блаженному Богу за то, что всё бегущее от нас трудное, кроме того, что потребное, любезное и Единое.
Многие телесные необходимости ожидают тебя, и не там счастье, а где для сердца твоего Единое на потребу, и там Бог и Счастье, не далече оно. Вблизи. В Сердце и в Душе твоей.
В этот ковчег ведет и наша десятиглавая беседа, будто через десять дверей, и я желаю, дабы душа твоя, как Ноева Голубица, не обретши нигде Покоя, возвратилась к Сердцу своему, к Тому, кто почивает в Сердце твоем, дабы сбылось слово Исаино: «И застроятся потомками твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин возобновителем путей для населения» (Исайя 58:12).
Этого желает Григорий, сын Саввы Сковороды.
ТВЕРДЬ БЕСЕДЫ.
«Истина Господня пребывает вовеки» (Псал. 111:3;116:2).
«Вовек, Господи, Слово твое пребывает» (Псал. 104:8; 118:89).
«Закон твой посреди чрева моего» (Пс.36:31; 39:9; 118:34; 118:97).
«Слово Плотью было и вселилось в нас» (Иоан.1:14).
«Посреди вас стоит, Его же не знаете» (Иоан. 1:26).
Глава 1-я. О БОГЕ.
Весь мир состоит из двух природ: одна — видимая, другая — невидимая.
Видимая природа называется тварь, а невидимая — Бог.
Невидимая Природа, или Бог, всю тварь проницает и содержит; везде всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видимо, но проницающий и содержащий его Ум, не виден.
По этой причине, у древних Бог назывался Ум Всемирный. Ему были разные наименования, например: природа, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и прочее.
А у христиан знатнейшие ему имена следующие: Дух, Господь, Царь, Отец, Ум, Истина. Последние два имени кажутся свойственнее прочих, потому что Ум вовсе невещественный, а Истина, вечным своим пребыванием, противна непостоянному веществу. Да и теперь, во многих странах называется Бог Истиной.
Что касается видимой природы, то ей также не одно имя, например: вещество, или материя, земля, плоть, тень и прочее.
Глава 2-я О ВЕРЕ ВСЕЛЕНСКОЙ.
Как теперь мало кто разумеет Бога, так не удивительно, что и у древних часто публичною ошибкою почитали вещество за Бога, и затем, свое богопочитание предали в посмеяние. Однако же во все века народы согласно верили, что есть некая тайная, везде разлившаяся и всем владеющая Сила.
По этой причине, для чести и памяти её, по всему шару земному общенародно были посвящаемы дома, да и теперь везде всё то же. И хотя, например, подданный может ошибочно почесть камердинера вместо господина, однако никогда не спорит, что есть над ним владелец, которого он, может статься, в лицо не видывал. Подданный Его есть всякий народ, и равно каждый признает пред Ним рабство свое.
Такая вера есть общая и простая.
Глава 3-я. О ПРОМЫСЛЕ ВСЕОБЩЕМ.
Блаженнейшая Природа или Дух, весь мир, будто часовщик часовой на башне механизм в движении содержит, и, по примеру попечительного отца, сам бытие есть всякому созданию. Сам одушевляет, кормит, распоряжает, починяет, защищает и по своей же воле, которая всеобщим законом, или уставом, зовется, опять в грубую материю, или грязь, обращает, а мы то называем смертью.
По этой причине разумная древность сравнила Его с математиком или геометром, потому что непрестанно в пропорциях или размерах упражняется, вылепливая разные фигуры, например: травы, деревья, зверей и все прочее; а еврейские мудрецы уподобили его горшечнику.
Этот промысл общий, потому что касается благосостояния всех тварей.
(Продолжение следует). http://www.proza.ru/diary/izrail/2013-03-26
- Подпись автора
...." Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают." Пс.48.
https://www.proza.ru/avtor/izrail