Тайцзицюань — один из самых распространённых внутренних стилей ушу. В переводе с китайского означает — "кулак великого предела".
История возникновения тайцзицюань имеет две версии. По первой версии, своим возникновением и развитием тайцзицюань обязан семье Чэнь, основавшей его в XVII веке. Создателем стиля является Чэнь Вантин — именно от него можно проследить непрерывную передачу традиции. Согласно второй версии, тайцзицюань зародился в двенадцатом веке — у истоков стиля стоял знаменитый даос Чжан Саньфэн. Его заслугой стало объединение даосских внутренних практик управления энергией (ци) с различными стилями боевого ушу, которые он познал в своих путешествиях, встречаясь с прославленными мастерами, монахами, воинами.
Современной популярностью тайцзицюань обязан Ян Лучаню, который в середине 19 века пропагандировал данный стиль и даже преподавал его в императорском дворце. Именно тогда тайцзицюань разделился на два направления — боевому аспекту Ян обучал воинов, а придворных более интересовали оздоровительные упражнения. В начале двадцатого века, после буржуазной революции, стиль тайцзицюань стал стремительно распространяться по всему Китаю. Интересно, что несмотря на притеснения мастеров ушу, китайские власти эпохи Мао Цзэдуна проявили интерес к оздоровительному аспекту тайцзицюань. В 60-х годах 20-го века были опубликованы книги "Упрощённое тайцзицюань" и "88 движений тайцзицюань", по ним трудящиеся имели возможность самостоятельно обучаться основам данного стиля, касающимся, разумеется, только его оздоровительных аспектов.
По некоторым сведениям, тайцзицюань является самым массовым стилем ушу — он получил наибольшее распространение не только в Китае, но и во всем мире. В чем же его секрет? Прежде всего, это минимальные требования к физической подготовке и возрасту занимающихся — касается оздоровительного направления. Медленные плавные движения позволяют наладить правильную работу опорно-двигательного аппарата, помогают сконцентрироваться и отрешиться от внешнего. Чем-то движения в тайцзицюань похожи на движения ребёнка — они максимально гармоничны и естественны. Мягкие перекатывающиеся шаги, плавные движения рук — все это в сочетании с правильным дыханием позволяет работать не только на физическом уровне, но и параллельно осуществлять внутренние практики, развивать чувствительность, управлять универсальной энергией ци. Таким образом, тайцзицюань немыслим без цигуна, это ещё одно отличие его от других стилей ушу, в которых внутренней работе может уделяться меньшее внимание. Движение в тайцзицюань никогда не замирает — постоянно ощущается переход от активности (ян) к пассивности (инь). Занимающийся находится все время внутри энергетического шара, контролируя его размеры, плотность. Существуют комплексы тайцзицюань и с различным оружием — прежде всего с мечом (дзянь).
Достаточно один раз увидеть комплекс тайцзицюань в исполнении мастера, чтобы навсегда полюбить этот красивый стиль. Но, к сожалению, как это часто бывает, массовость и широкое распространение стиля отрицательно сказываются на качестве его преподавания. Многие увлекаются внешней стороной движений, не улавливая их сути, что превращает тайцзицюань в простой танец. Разумеется, эффект от таких занятий гораздо меньший, чем мог бы быть. Дело в том, что тайцзицюань — это боевой стиль ушу, предназначенный для применения в бою и зарекомендовавший себя как очень эффективное средство противостояния одному или нескольким противникам. Мастера тайдзи способны, концентрируя в ударе энергию ци, ломать толстые доски практически без замаха — коротким ударом с расстояния нескольких сантиметров. Конечно, подавляющееся большинство занимающихся изучают тайцзицюань не ради применения в бою, а для здоровья и самосовершенствования, но суть в том, что необходимо понимать каждое движение тайдзи ещё и как боевое применение, именно тогда возникает осознание — почему стойки, шаги, движения рук и ног именно такие, а не другие. Туй шоу — один из методов изучения тайцзицюань, подразумевающий работу в парах, позволяет осуществить переход от оздоровительных практик к пониманию гармонии тайдзи как боевого искусства.
Резюмируя суть тайцзицюань, можно сказать, что это — уникальное искусство саморазвития, включающее и боевое искусство, и оздоровительную систему, и медитативную практику. Тайцзицюань — это один из оптимальных и гармоничных путей познания цигун — практики управления своей внутренней энергией. Как и цигун тайцзицюань требует одновременного действия трёх факторов — сознания, движения и дыхания. На стыке цигуна и тайцзицюань возникли комплексы упражнений тайдзицигун.
По одной из распространённых классификаций, тайцзицюань включает следующие направления:
тайцзицюань семьи Чэнь;
тайцзицюань семьи Ян и его разновидности;
тайцзицюань У Юйсяна;
тайцзицюань У Цзяньцюаня;
тайцзицюань семьи Сунь;
прочие направления: "тайцзицюань деревни Чжаобао", "тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси", семейный стиль Шэнь и т.д.;
даосские стили, например Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай).
Так что же получит занимающийся тайцзицюань? Во-первых, физическое и духовное здоровье, долголетие. Во-вторых, средство для релаксации и снятия напряжения, возможность быстрого преодоления стресса и осознанных действий в экстремальных ситуациях. В-четвёртых, гармонизацию эмоциональной сферы и межличностных отношений. Ну а кому этого недостаточно, можно прислушаться к мнению адептов стиля, которые рассматривают тайцзицюань как путь к просветлению.
Практикующему тайцзицюань будет полезно подумать над несколькими поэтическими метафорами, используя которые, китайцы дают точные и ёмкие характеристики различным аспектам тайдзи:
"Нет формы, нет тени". "Я" занимающегося соединяется с миром, растворяясь в нем, теряя свою форму;
"Все тело прозрачное и пустое". Опустошение сознания, концентрация на энергии — даёт объективное восприятие и возможность правильной реакции;
"Забудь окружающее и будь естественным". "Каменный колокол подвешен на Западной горе". "Чистый источник, спокойная вода". Сознание открыто, свободно, безгранично. Прекращение внутреннего диалога;
"Тигры ревут, обезьяны кричат". "Бурная река, штормящий океан". Безграничная мощь приложения накопленной энергии;
"Всем своим существом совершенствуй свою жизнь".
- Подпись автора
Самое большое препятствие — Страх… Самая большая ошибка — Пасть духом…Самое коварное чувство — Зависть… Самый красивый поступок — Простить… Самая лучшая защита — Улыбка…Самая мощная сила — ВЕРА…Самая лучшая поддержка — Надежда… Самый лучший подарок — Любовь.