О Вселенной (Всеобъемлющем Небе, Космосе) Тимей говорит:
Космос является «Видимым Живым Существом, Объемлющим Всё Видимое, Чувственным Богом, Образом Бога Умопостигаемого, Величайшим и Наилучшим, Прекраснейшим и Совершеннейшим, Единородным Небом».
(Платон. «Тимей», 92 С.)
При этом речь идёт о Совершенном Человеке (ср. Флп. 116) и Его Видимом Подобии, рождённом Его Мыслью. (Флп. — Евангелие от Филиппа. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 1, 1-5, 9-10.)
Исус сказал: «Что Я скажу тебе] о Нём? Его [Эон Нерушимый,] Он неподвижен, [Он пребывает в Молчании, Он Покоится]. Он [до Всех Вещей. Он] Глава Всех Эонов. [Это Он дает Им] Силу [по
15 Своему Благу]. Ибо не Мы, Мы [не познали...], Мы не познали Тех [Вещей, что Неизмеримы, кроме Того, Кто] жил в Нём, то есть Отец. (Ср. Ин. 14, 7-11, Флп. 96.) Это Он [рассказал Нам]. Ведь Он видит Себя
20 Самого в Свете, окружающем Его. [Это Источник] Воды Жизни, [Он дает Всем Эонам и] во Всех Формах. Он узнает [Свой Образ, когда] видит Его в [Источнике Духа. Он] устремляет желание в Свой
25 [Свет — Воду], это Источник (Света) — Воды [Чистого] Окружающего Его. И [Его Эннойа (т.е. Мысль) выполнила] действие, и Она обнаружилась, [Она предстала, Она появилась] перед Ним [в Сиянии] Его Света. Это
30 [Первая Сила], бывшая до [Всех (Эонов) и открывшаяся в] Его Мысли, это [Пронойа (т.е. Предвидение) Всего], Её Свет, [который Светит, Образ] Света, [Совершенная] Сила, то есть Образ Незримого
35 Девственного Духа Совершенного. [Она — Си]ла, Слава, Барбело,
5. Совершенная Слава в Эонах, Слава Откровения, Слава Девственного Духа. И Она восхвалила Его за то, что Открылась. Это Первая Мысль,
5 Его Образ. Она стала Материнским Чревом Всего, ибо Она прежде, чем Все Они: Метропатор (Мать-и-Отец), Первый Человек, Святой Дух, Трижды Мужской, Трижды Сильный, Трижды Именный, Андрогин (Мужчина-и-Женщина), и
10 Вечный Эон среди Незримых, Первый явившийся».
(Слова Тайн Иоанна, или Апокриф Иоанна.)
Она имеет ещё одно имя, о котором Платон говорит:
Афинянин. «Каково же определение того, чему имя "Душа"? Разве существует другое какое-либо определение, кроме только что данного: "Душа — это движение, способное двигать Само Себя" [22]?
Клиний. Как, ты утверждаешь, что "Способное Двигать Само Себя" есть определение Той Самой Сущности, которую все мы называем Душой?
Афинянин. Да, утверждаю. А если это так, станем ли мы считать, будто требуется еще что-нибудь для полного доказательства того, что Душа есть То же Самое, что Первое Возникновение и Движение Вещей Существующих, Бывших и Будущих, а равным образом и всего того, что этому противоположно,
b
— коль скоро выяснилось, что Она — причина изменения и всяческого Движения Всех Вещей?
Клиний. Нет. Вполне доказано, что Душа старше Всех Вещей, коль скоро Она возникла как Начало Движения».
(Платон. «Законы». Книга 10, 896.)
О Совершенном Человек и Его Мысли можно сказать также следующее.
Обе Эти Сущности, «и Разум (ср. Флп. 116), и совершающееся на Одном Месте Движение,
b
Движутся наподобие выточенного волчка Тождественным Образом, на Одном и Том Же Месте, вокруг Одного и Того Же [Центра], постоянно сохраняя по отношению к Одному и Тому Же Одинаковый Порядок и Строй». (Платон. «Законы». Книга 10, 898 А-Б.)
Здесь видим отличие Вселенной от этого мира (ср. 1 Посл. Иоан. 5, 19), где наблюдается неупорядоченное и неразумное движение.
В Той Вселенной, о которой ведём речь, Осуществлена Справедливость. Поэтому Всеобъемлющее Небо имеет ещё одно имя — Космос, то есть Порядок.
В этом мире осуществлена Несправедливость и распространяется Хаос.
В древнеегипетском философском учении есть два основополагающих понятия: Маат и Исефет.
Маат (изображается в Виде Богини Маат) — это Любовь, Истина, Правда, Знание, Справедливость, Порядок, Закон.
Исефет — это Ненависть, Заблуждение, Ложь, Несправедливость, Хаос, Беззаконие.
«Слово Маат (женского рода) передает Идею Разумного Порядка, управляющего Всем и охватывающего Мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, Идею Смысла Творения, той Формы, которую Оно должно было обрести по Мысли Бога-Творца.
Этому Смыслу мир в его «нынешнем» виде уже не соответствует. Отклонение от Первоначально Задуманного Смысла обнаруживает себя в феномене «Изъяна», по-египетски «Исефет». (Ср. Флп. 99, Евангелие Истины.) Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда — всё это изъяны мира, который, вследствие утери Первоначальной Полноты Смысла, впал в состояние Беспорядка.
Смысл Творения заключается в Изобилии. Там, Где есть Изобилие, царят Порядок и Справедливость. Там, Где все обеспечены, нет угнетенных, ни один человек не совершает насилия над себе подобным, никто не должен страдать. Страдание, бедность, несправедливость, преступление, мятеж, война и т. д. в глазах египтян не имеют никакого смысла — а, наоборот, суть симптомы отчуждения Смысла, обессмысливания Мира...
Египтянин, если воспользоваться словами Мирча Элиаде, сказанными в отношении архаического человека, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — Первозданную Полноту Смысла, проявляющую себя в Изобилии и Справедливости. Все его силы были направлены на то, чтобы, оценивая мир в обратной исторической перспективе, обрести Изначальную Полноту Смысла и воплотить Её в действие».
(Ян Ассман. Египет. Теология и Благочестие ранней цивилизации.)
В Евангелие от Фомы Вселенная изображается в Виде Живого Тела (Фм. 84), а этот мир в виде мёртвого тела, — как труп (Фм. 61).
Живой Человек — это Исус Христос.
«Вода Живая (т.е. Учение) — это Тело. Следует, чтобы Мы Облеклись Человеком Живым. Поэтому, если некто идет (и) опускается в Воду, Он обнажается (от незнания), дабы облечься Им» (Человеком Живым) в Знании.
(Евангелие от Филиппа, Флп. 101. Ср. Посл. эфес. 4, 24.)
Поэтому Евангелие от Фомы начинается со слов:
«Это тайные слова, которые сказал Исус Живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И Он сказал: «Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти».