В этой работе мы рассмотрим вопрос, кто такие Блаженные, почему они так именуются, а также некоторые фрагменты, в которых даётся описание Мира, где живут Блаженые.



1 «Увидев народ, Он взошел на Гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны (бедные), ибо их есть Царство Небесное. (Ср. Фм. 59, Посл. Иаков. 2, 5.)

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие Правды (Справедливости), ибо они насытятся.

7 Блаженны Милостивые, ибо они помилованы будут. (Т.е. распространяющие учение, Благую Весть.)

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны творцы Мира, ибо они будут наречены Сынами Божиими. (Т.е. стремящиеся установить Справедливость повсюду.)

10 Блаженны изгнанные за Правду (за Справедливость), ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо Велика Ваша Награда на Небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

(Евангелие от Матфея. Глава 5.)



20 «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны (бедные), ибо ваше есть Царство Божие. (Ср. Фм. 59, Посл. Иаков. 2, 5.)

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в Тот День и возвеселитесь, ибо Велика Вам Награда на Небесах. Так поступали с пророками отцы их».

(Евангелие от Луки. Глава 6.)



Исус сказал: «Блаженны Единственные и Избранные, ибо вы найдете Царство, ибо вы от Него (и) вы снова Туда возвратитесь». (Евангелие от Фомы, Фм. 54.)

Исус сказал: «Блаженны бедные, ибо ваше — Царство Небесное». (Фм. 59.)

Исус сказал: «Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут Места Там, Где вас преследовали». (Фм. 72.)

Исус сказал: «Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в Истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено». (Фм. 73.)



«Блаженны вы, которые уже познали обольщение и бежали от чуждого.

        Блаженны вы, которых поносят и не признают из-за любви, какую питает к ним их Господин.

        Блаженны вы, плачущие и мучимые теми, у коих нет надежды, ибо вы будете освобождены от всех оков. Бодрствуйте и просите, дабы вы не пошли в плоть, но вышли из оков горечи жизни. И вы обретете Покой, ибо вы оставили за собой муку и поношение сердца. Ибо когда вы выйдете из мук и страданий тела, вы достигните ваш Покой через Благо и восцарствуете с Царем, став Одно с Ним. И Он будет Одно с Вами отныне и вовеки веков. Аминь».

(Раннехристианский текст. Книга Фомы Атлета.)



Слово «Блаженные» связано, на наш взгляд, некоторым образом с наименованием «Остров или Острова Блаженных».

Смысл этого слова можно объяснить так:



Блаженные — Те, Кто входит в Царство Небесное.



Поэтому Исус обращается к Блаженным как к людям, которые обладают знанием Истины (Флп. 110):



13 «Вы — Соль (т.е. Мудрость, Флп. 35) Земли. Если же Соль потеряет Силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — Свет (т. е. Знание, Флп. 115) Мира. Не может укрыться Город, стоящий на Вершине Горы.

15 И, зажегши Свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит Свет Ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

(Евангелие от Матфея. Глава 5.)



Сократ говорит:



«Гомер сообщает, что Зевс, Посейдон и Плутон поделили власть, которую приняли в наследство от Отца. А при Кроне был Закон, — он сохраняется у Богов и до сего дня, — чтобы тот из людей, кто проживет жизнь в Справедливости и Благочестии, удалялся после смерти на Острова Блаженных и Там обитал, неизменно счастливый, вдали от всех зол, а кто жил несправедливо и безбожно, чтобы уходил в Место Кары и Возмездия, в темницу, которую называют Тартаром».

Отключение антенны от телевизора помогает поймать 283 бесплатных канала! Вместо неё вставьте старый…

До 1 июня любой пенсионер России с больным сердцем и высоким кровяным давлением имеет право получить

«У кого гипертония или «слабое сердце» - прочтите пока не поздно! С 1 июля, пенсионеры получат...
(Платон. «Горгий», 523.)



Слово «Блаженный» (греч. μακάριος) означает (букв.) «Счастливый».

Слово «счастье» происходит от праславянского sъčęstь̂je состоящего из sъ- «хороший» и čęstь «часть», то есть «хороший удел».



Диотима говорит:



— «Ну, а если бы нас спросили: "Что же это такое, Сократ и Диотима, Любовь к Прекрасному?" — или, выражаясь еще точнее: "Чего же хочет тот, кто Любит Прекрасное?"

— Чтобы Оно стало его Уделом, — ответил я.

— Но твой ответ, — сказала она, — влечет за собой следующий вопрос, а именно: "Что же приобретет тот, чьим Уделом станет Прекрасное?"

Я сказал, что не могу ответить на такой вопрос сразу.

— Ну, а если заменить слово "Прекрасное" словом "Благо" и спросить тебя: "Скажи, Сократ, чего хочет тот, кто Любит Благо?"

— Чтобы Оно стало его Уделом, — отвечал я.

— А что приобретает тот, чьим Уделом окажется Благо? — спросила она.

— На это, — сказал я, — ответить легче. Он будет счастлив.

— Правильно, счастливые счастливы потому, что обладают Благом, — подтвердила она. — А спрашивать, почему хочет быть счастливым тот, кто хочет им быть, незачем. Твоим ответом вопрос, по-видимому, исчерпан.

— Ты права, — согласился я».

(Платон. «Пир», 204 Д-205 А.)



Исус сказал:



«Придите ко Мне, ибо иго Мое — Благо и власть Моя кротка, и вы найдете Покой себе». (Евангелие от Фомы, Фм. 94).



Сократ объясняет слово «Блаженство» так.



«А вот «Блаженство» — нет нужды говорить, почему дано такое имя: вполне ясно, что взято оно от Благого шествования души вместе с Вещами, и справедливее было бы ему называться «Блаженношеством», но тем не менее мы зовём его «Блаженством». (Платон. «Кратил», 419 Д.)



Лишь достойные мужи

Обретают беструдную жизнь

Там, Где под Солнцем вечно дни — как ночи и ночи — как дни.

Силой рук своих

Они не тревожат ни землю, ни морские воды,

Гонясь за прожитком;

Радостные Верностью своей,

Меж любимцев Богов

Провожают они беспечальную Вечность;

А для остальных —

Муки, на которые не подъемлется взор.

Но те, кто трижды

Пребыв на Земле и под Землей,

Сохранили душу свою чистой от всякой скверны,

Дорогою Зевса шествуют в Твердыню Крона.

Остров Блаженных

Овевается там веяньями Океана;

Там горят золотые цветы,

Возникая из трав меж сияющими деревьями

Или вспаиваемые потоками.

Там они обвивают руки венками и цепями цветочными

По Правым Уставам Радаманфа,

Избранного в Сопрестольники

Горним Отцом, Супругом Реи, Чей Трон Превыше Всего.

Там Пелей, там Кадм,

И туда вознесла Ахилла

Мать Его, тронув мольбами Зевсово сердце, —

Ахилла, которым повергнут

Гектор, столп Трои, незыблемый, непобедимый,

Ахилла, которым преданы смерти

Кикн и Эфиоп, рожденный Зарей.

(Пиндар. Олимпийские оды II. Острова Блаженных.)



На Острова Блаженных отправляются некоторые из представителей Славного Рода Героев.



Снова ещё поколенье, четвертое, создал Кронион

На Многодарной Земле, справедливее прежних и лучше —

Славных Героев Божественный Род. Называют их люди

Полубогами: они на Земле обитали пред нами.

Грозная их погубила война и ужасная битва.

В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,

Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;

В Трое другие погибли, на черных судах переплывши

Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.

Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;

Прочих к границам Земли перенёс Громовержец Кронион,

Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.

Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно

Близ океанских пучин Острова населяют Блаженных.

Трижды в году Хлебодарная Почва героям счастливым

Сладостью равные мёду плоды в изобилье приносит.

(Гесиод. «Труды и дни», 157-173.)



Герои сражаются в Великом Состязании, цель которого — установить Справедливый Мировой Порядок.



«И одни полагают, что есть Два Бога, творящих Добро и Зло и подобных соперничающим ремесленникам, а иные Благого называют Богом, а другого — демоном, как, например, маг Зороастр, который, как рассказывают, жил за пять тысяч лет до Троянской войны. Он называет одно Божество Горомадзом, другое — Ариманием и указывает, что из всего чувственного первый более всего подобен Свету, а второй — Мраку и неведению, середину же между обоими, занимает Митра. Поэтому персы называют Митру посредником. Зороастр также учил, что первому Божеству надо приносить жертвы обетные и благодарственные, а второму — умилостивительные и мрачные...

...Горомадз, произошедший от чистейшего Света, и Ариманий, произошедший от Тьмы, ведут друг с другом войну. И Горомадз создал Шесть Богов: Первым — Бога Доброй Мысли, Вторым — Истины, Третьим — Справедливости и остальных — Мудрости, Богатства и Творца Благих наслаждений. Ариманий же сотворил равное им число соперников. Затем Горомадз, Троекратно Увеличившись, удалился от Солнца настолько, насколько Солнце удалено от Земли, и украсил Небо звездами. Одну звезду, Сириус, Он поместил впереди других как стража и дозорного. Сотворив затем еще Двадцать Четыре Бога, Он поместил Их в Яйцо. Равные им по числу боги, произошедшие от Аримания, проникли в Яйцо, вследствие чего Добро смешалось со Злом (т.е. появилась «вторая вещь»). Но грядет назначенное судьбой время, когда Ариманий, вызвавший мор и голод, будет за это по справедливости навсегда уничтожен и исчезнет, Земля же станет ровной и гладкой, и будет одна жизнь и одно государство у всех людей, блаженных и говорящих на одном языке. А Феопомп со слов магов утверждает, что на три тысячи лет по очереди —один бог побеждает, а другой бывает побежден, затем три тысячи лет они бьются и сражаются, и один разрушает творения другого; но в конце концов Гадес исчезнет, и люди станут счастливыми, не нуждаясь в пище и не строя навеса. А Бог, устроивший все это, отойдет на покой и будет отдыхать некоторый срок, который для Него, как для Бога, не велик, но умерен, как для спящего человека. Таково содержание легендарных историй магов».

(Об Исиде и Осирисе», 46-47. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 13, 24-30; 37-43.)



Сократ говорит:



— «...Я уверился, что Земля очень велика и что мы, обитающие от Фасиса до Геракловых Столпов, занимаем лишь малую ее частицу; мы теснимся вокруг нашего моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота, и многие другие народы живут во многих иных местах, сходных с нашими. Да, ибо повсюду по Земле есть множество впадин, различных по виду и по величине, куда стеклись вода, туман и воздух. Но сама Земля покоится чистая в чистом небе со звездами — большинство рассуждающих об этом обычно называют это небо эфиром. Осадки с него стекают постоянно во впадины Земли в виде тумана, воды и воздуха. А мы, обитающие в ее впадинах, об этом и не догадываемся, но думаем, будто живем на самой поверхности Земли, все равно как если бы кто, обитая на дне моря, воображал, будто живет на поверхности, и, видя сквозь воду Солнце и звезды, море считал бы небом. Из-за медлительности своей и слабости он никогда бы не достиг поверхности, никогда бы не вынырнул и не поднял голову над водой, чтобы увидеть, насколько чище и прекраснее здесь, у нас, чем в его краях, и даже не услыхал бы об этом ни от кого другого, кто это видел.

В таком же точно положении находимся и мы: мы живем в одной из земных впадин, а думаем, будто находимся на поверхности, и воздух зовем небом в уверенности, что в этом небе движутся звезды. А все оттого, что, по слабости своей и медлительности, мы не можем достигнуть крайнего рубежа воздуха. Но если бы кто-нибудь все-таки добрался до края или же сделался крылатым и взлетел ввысь, то, словно рыбы здесь, у нас, которые высовывают головы из моря и видят этот наш мир, так же и он, поднявши голову, увидел бы Тамошний Мир. И если бы по природе своей он был способен вынести это зрелище (ср. Платон. «Государство». Книга 7, 516), он узнал бы, что впервые видит Истинное Небо, Истинный Свет и Истинную Землю. А наша Земля, и ее камни, и все наши местности размыты и изъедены, точно морские утесы, разъеденные солью. Ничто достойное внимания в море не родится, ничто, можно сказать, не достигает совершенства, а где и есть земля — там лишь растрескавшиеся скалы, песок, нескончаемый ил и грязь — одним словом, там нет решительно ничего, что можно было бы сравнить с красотами наших мест. И еще куда больше отличается, видимо, Тот Мир от нашего! Если только уместно сейчас пересказывать миф, стоило бы послушать, Симмий, каково то, что находится на Земле, под самыми Небесами.

— Ну, конечно, Сократ, — отвечал Симмий, — мы были бы рады услышать этот миф.

— Итак, друг, рассказывают прежде всего, что Та Земля, если взглянуть на Неё сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи и пестро расписанный разными цветами. Краски, которыми пользуются наши живописцы, могут служить образчиками этих цветов, но там вся Земля играет такими красками, и даже куда более яркими и чистыми. В одном месте Она пурпурная и дивно прекрасная, в другом золотистая, в третьем белая — белее снега и алебастра; и остальные цвета, из которых она складывается, такие же, только там их больше числом и они прекраснее всего, что мы видим здесь. И даже самые Её впадины, хоть и наполненные водою и воздухом, окрашены по-своему и ярко блещут пестротою красок, так что Лик Её представляется Единым, Целостным и вместе (с тем) нескончаемо Разнообразным (Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 12; Флп. 110; Флп. 115; Флп. 4).

Вот какова Она, и, подобные Ей Самой, вырастают на Ней деревья и цветы, созревают плоды, и горы сложены по Её подобию, и камни — они гладкие, прозрачные и красивого цвета. Их обломки — это те самые камешки, которые так ценим мы здесь: наши сердолики, и яшмы, и смарагды, и все прочие подобного рода. А там любой камень такой или еще лучше. Причиною этому то, что тамошние камни чисты, неизъедены и неиспорчены — в отличие от наших, которые разъедает гниль и соль из осадков, стекающих в наши впадины: они приносят уродства и болезни камням и почве, животным и растениям.

Всеми этими красотами изукрашена Та Земля, а ещё — золотом, и серебром, и прочими дорогими металлами. Они лежат на виду, разбросанные повсюду в изобилии, и счастливы те, кому открыто это зрелище. Среди многих живых существ, которые Её населяют, есть и люди: одни живут в глубине суши, другие — по краю воздуха, как мы селимся по берегу моря, третьи — на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка. Короче говоря, что для нас и для нужд нашей жизни вода, море, то для них воздух, а что для нас воздух, для них — эфир. Зной и прохлада так у них сочетаются, что эти люди никогда не болеют и живут дольше нашего.

И Зрением, и Слухом, и Разумом (ср. Фм. 18), и всем остальным они отличаются от нас настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир — от воздуха. Есть у них и Храмы, и Священные Рощи Богов, и Боги действительно обитают в этих Святилищах и через знамения, вещания, видения общаются с людьми. И люди видят Солнце, и Луну, и Звезды Такими, Каковы Они на самом деле (ср. Флп. 44). И спутник всего этого — полное Блаженство. Такова Природа Той Земли в целом и Того, Что Её окружает».

(Платон. «Федон», 109 Б-111 Б.)



Апостол Иоанн говорит:



1 «И увидел я Новое Небо и Новую Землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

2 И я, Иоанн, увидел Святой Город Иеросалим, Новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как Невеста, украшенная для Мужа Своего.

3 И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: Се, Скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; Они будут Его Народом, и Сам Бог с Ними будет Богом Их.

4 И отрет Бог всякую слезу с очей Их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

5 И сказал Сидящий на Престоле: Се, Творю Всё Новое. И говорит мне: Напиши; ибо слова сии Истинны и Верны.

6 И сказал мне: Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец; жаждущему дам даром от Источника Воды Живой.

7 Побеждающий наследует Всё, и буду Ему Богом, и Он будет Мне Сыном.

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая».

(Апокалипсис Иоанна. Глава 21.)



Апостол Филипп говорит:



«Хорошо Господь сказал: «Некоторые вошли в Царство Небесное смеясь, и они вышли (из этого мира, ср. Ин. 17, 11, Флп. 61, Флп. 10) смеясь». [И еще: «Он] Христианин». [Далее Он сказал]: «И тотчас, [как только он опустился] в Воду, он вышел [как Господин] над Всем (ср. Флп. 107, Евангелие от Фомы, Фм. 1, Платон. «Теэтет», 155 Д, «Государство». Книга 6, 490 Б). Не потому, что [Искупление] шутка, но потому что он презрел [старую одежду (т.е. незнание, ср. «Поучения Силуана», Фм. 42), он вошел в] Царство [Небесное], смеясь. Если он презрел [тело] (т.е. несправедливость и зло в человеческой душе, в государстве и в этом мире), и презрел его как шутку, он [выйдет из него] смеясь». (Евангелие от Филиппа, Флп. 97).



«До Христа многие уходили. Откуда они ушли (т.е. из Того Места), — Туда они больше не могли войти. И куда они пришли (т.е. в Эти Места, имея ввиду Это Место и Места Середины, ср. Флп. 63, Флп. 51), — оттуда они больше не могли уйти. Но пришел Христос. Те, кто вошел (в Эти Места), — Он дал им уйти. И те, кто ушел (из Того Места), — Он дал им войти» (в Царство, Ин. 3, 5).

(Евангелие от Филиппа, Флп. 70. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 3, 5, Евангелие от Филиппа, Флп. 59.)



Рассмотрим ещё один фрагмент о Царстве Небесном.



«И Господь прибавил и сказал: Пойдем на Гору, помолимся. Отправившись с Ним, мы, двенадцать учеников, попросили, чтобы Он показал Одного из наших Справедливых Братьев, отошедших от мира, чтобы Мы ведали, каковы Они видом и, утешившись, утешили бы людей, которые нас будут слушать.

И вот, когда мы молимся, внезапно появляются Двое Мужей, стоящих перед Лицом Господа, на которых мы не могли прямо смотреть: ибо от Их Лица исходил луч, как от Солнца, а одежда их была светлая, какой никогда не видел глаз человеческий. Уста не могут рассказать, а сердце помыслить блеск, в который они были облечены, и красоту Их Лица; глядя на Них, мы изумлялись. Тела Их были белее всякого снега и краснее всякой розы, и красное у Них смешано с белым. Я просто не могу описать Их Красоту. Волоса у Них были волнистые и блестящие, обрамлявшие Их лица и плечи, как венок, сплетенный из нардового цвета и пестрых цветов, или как радуга в воздухе. Таково было Их Благолепие. Увидав их красоту, мы испугались их, так как они появились внезапно. Тогда я подошел к Господу и сказал: "Кто Они?" Он мне говорит:

"Это — наши Справедливые Братья, вид которых вы захотели увидеть". Я сказал ему: "А где Все Справедливые братья, и Каков Тот Эон, в котором находятся обладатели Этой Славы?"...

15. И Господь показал мне Огромное Пространство вне этого мира, Сияющее Сверхъярким Светом; воздух там сверкал лучами Солнца, сама Земля цвела неувядаемыми цветами, была полна ароматов и прекрасноцветущих вечных растений, приносящих благословенные плоды. И до того сильно цвело все, что запах оттуда доносился и до нас. А жители Того Места были одеты в одежду Светлых Ангелов, и одежда Их была подобна Их Стране. Ангелы носились там среди них. Такова же была Красота Тех, Кто Там жил, и Они Единым Голосом Славили Господа Бога, Радуясь в Том Месте».

20. Говорит Нам Господь: «Это — Место Ваших Первосвященников, Справедливых Людей...»

(Апокалипсис Петра.)



Исус сказал:



«Я дам вам То, Чего не видел глаз, и То, Чего не слышало ухо, и То, Чего не коснулась рука, и То, Что не вошло в сердце человека». (Евангелие от Фомы, Фм. 18.)



Платон говорит:



«Наилучшей является Первая Полития, Её Устройство и Законы. Здесь Вся Полития тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее, что у Друзей взаправду Всё Общее [19]. (Ср. Ин. 15, 12-17.) Существует ли в наше время где-либо и будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать Общим То, Что от природы является частным, — Глаза, Уши, Руки, — так, чтобы казалось, будто Все Сообща Видят, Слышат и

d

Действуют, Все восхваляют или порицают одно и то же? По одним и тем же причинам Все будут радоваться или огорчаться, а Законы по мере сил сплотят в Единое Целое Политический Строй, выше которого в смысле Добродетели, правильности и Блага никто никогда не сможет установить. Если

Такую Политию Устрояют где-нибудь Боги или Сыновья Богов и обитают в Нёй больше чем по Одному, то Это — Обитель Радостной Жизни. (Ср. Ин. 14, 2.)

e

Когда Она есть, нет надобности взирать на другой Образец Политического Устройства, но достаточно возможно сильнее к Нему стремиться».

(Платон. «Законы». Книга 5, 739 С-Е. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 13, 10-17, Деян. Апост. 28, 23-27, Посл. Иакова 2, 5.)