Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ««

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ«« » Вопросы по Библии » Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?


Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Жертвоприношения* в иудаизме - культ мучительства?

...Почему акты общения еврейского народа с Господом должны были сопровождаться именно такого рода ритуалами, и применимо ли здесь понятие о гаввахе**, как продукте мучительства и пище инфернальных сообществ. Применима ли здесь мысль Даниила Андреева о подменах источника сакрального волеизъявления в Ветхозаветном тексте.***

Ну, чисто технически можно возразить, что во времена Ноя никаких евреев еще не было ;) Однако, как ни крути, храмовый культ (классического иудаизма) есть по сути культ жертвоприношений.
Меня этот вопрос никогда не занимал. Как при чтении любой духовной литературы мое внимание невольно устремляется к "духоподъемной" части текста (весь корпус конспектов тому порука),
так и в Библии мне важно то, на что откликается моя душа, а не критический ум.

Хоть в этой толстенной книге есть множество мест, которым можно ужасаться, возмущаться и просто посмеяться, меня как-то никогда не привлекал такой способ самоутверждения. Встать ногами на Библию ("на том стою и не могу иначе" Лютер/ :) )
и немного на ней потоптаться.
За давностию лет ("А судьи кто? За древностию лет...")
утерян не только культурный и исторический контекст, но и само мировосприятие тех древних поколений.
Конечно, наше нынешнее постижение естественно и справедливо сближает понятие жертвы с аскезой (тапасом, жертвенным усилием)*. Как католическое созерцание распятия, человеческой жертвы, напрямую (минуя монашеское разумение) ведет к базовому переживанию неоадвайты:
отказа от собственной воли как источника действия ("не как я, а как Ты хочешь"). /В этом за считанные минуты практикования может убедиться каждый./

------
*)

Свернутый текст

В книге Бытия читаем:
"И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал". (Быт. 8:20,21)
Несмотря на то, что тема в соответствующем дискурсе "малость" изъезжена, прошу участников форума поделиться интерпретациями данной обонятельной оценки, а также мыслями о том,

**) https://traditio.wiki/Гаввах

-------------
2 .
Кстати уж: мы ведь уверены в духовном и гуманном преимуществе НЗ над ВЗ?
Однако НЗ тоже весь основан на жертвоприношении. Только уже не животном, а человеческом!
Так что тут тоже можно сравнить стороннее гуманистическое ужасание варварским и архаичным христианским культом (то ли  принесения сына себя в жертву отцу, то ли жертвоприношения отцом сына самому себе), -
с мистерийным переживанием его христианского сопричастника.

Точно так же мне кажется очевидным, что
(при повсеместности практики жертвоприношения в тогдашнем мире**)
храмовый культ для сопричастного иудея был именно далекой от всякой жестокости мистерией.
Тем более что весь кашрут основан на минимизации страданий животного; 
и утверждения иудеев, что это именно так
(в сравнении с любым другим способом забоя, включая большинство современных)
выглядят убедительнее и доказательнее,
чем обвинения в садизме, проникшие в бунтующий против традиционных (сиречь  авраамических) религий нью-эйдж (видимо, из околонацистских изводов эзотеризма).

Так что могу согласиться: можно рассматривать  жертвоприношения в свете принципа "прогрессивного откровения". То есть гуманизация и переосмысление повсеместно существующих практик вместо революционного их отвержения.
Так, повсеместно существовавший в Древнем мире институт рабства не отрицался, а гуманизировался Торой (и в последствии Талмудом): рабство не только ограничивалось 7 годами, раб не только становился практически членом семьи, но о рабе следовало печься наравне с собственными детьми.

3.
Но все же жертвоприношение обряжено и нагружено такой сбруей смыслов, что обойтись лишь снисходительной трактовкой - значит ограничить себя узкими рамками современного гуманизма.
Взять хотя бы ведическое понимание: жертвоприношеним Первозданного Человека был создан  весь этот мир! (см. Жертвоприношение Пуруши).Мистика и мистерия жертвы имеет огромное цивилизационное значение.
В любом случае, ограничится суждением (а тем более - осуждением) одного иудаизма тут невозможно.

Всякие наши размышления и рассуждения на этот счет неизбежно так или иначе будут вариться в бульоне новозаветного контекста
(почти по Ленину: "НЗ как высшая стадия развития ВЗ").
Скажем, не избежал такого протиповоставления и Померанц (у него: иудаизм и ислам как религии божественного текста; против христианства как религии божественной личности).
Однако же значительные религиозные культуры - это целые вселенные значений и смыслов, дополняющих, проницающих, а то и отрицающих один другой.
И даже у огромного большинства их приверженцев понимание этих значений и смыслов почти такое же произвольное и поверхностное, как и у сторонних размыслителей.

Так что как ВЗ, так и НЗ - тексты весьма многогранные. И то что они послужили материалом для создания религий...
Скажем, ВЗ (при всем своем многовековом религиозном осмыслении) для религии чрезвычайно избыточен.
А НЗ (при парадоксальности и невыполнимости его заповедей) для создания религии еще труднее пригоден. Усердием ап. Павла и прочих боголюбов, христианство стало замечательным мистерийным культом и возвышенным моральным учением.
Но для этого евангельский (да и апостольский) текст был подвергнут виртуозной кулинарной обработке.

4.
Что в заключение можно сказать? ВЗ и НЗ настолько "дистанции огромного размера"
- настолько как тексты отдалены от нас во временном и культурном отношении,
- настолько с течением времени многократно и многоразлично переосмыслялись, -
==> что (а большинство их апологетов в этом смысле мало чем от нас отличаются) воспринимать мы их можем не более, чем мудрецы из притчи о слоне ночью:
Обусловленный своим культурным и духовным багажом, каждый нащупывает свое; и ему трудно поступиться этим своим интуитивным видением.

Поэтому еще недавно хасиды просили своих цадиков "поведай нам твою Тору*".
Сознавая, что личное понимание духовно развитого человека куда важнее и "томов премногих тяжелей".
Часто цадик на смертном ложе конденсировал эту "свою Тору" буквально в одну фразу; но заряженную не только смыслом, но и произнесшей ее близкой к свету личностью.
------
*) само слово Тора точнее всего переводится как "учение".

----***********-----------------************--------------------------
*)

//№2: Имхо, всё нужно поверять духом любви. Всё, что с ним не согласуется должно вызывать большие сомнения.
Хотя данный, приведённый Вами эпизод, иногда трактуется в иносказательном смысле. Где-то читал интересную мысль, что те места, которые в Библии выглядят явно странно, являются на самом деле иносказаниями. Например здесь: какое нафиг от сожжённых животных приятное благоухание? Трактуют так: скот символизирует эмоции, птицы - мысли. Жертвенник - место для молитвы, причём внутри человека, внутри тела человека, которое символизируется образом храма. Избрал он из эмоций чистые и из мыслей чистые и обратил их к молитве в храме своего сердца. Так теперь звучит этот эпизод.//

**)

Вики:  Жертвоприношение — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами.
ср.  гекатомбы (заклание 100 быков) в античном мире.
Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).
В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки — камиллы.
В исламе жертвоприношение называется Курба́н (араб. قربان‎). Оно является одним из важных обрядов поклонения. Наиболее известным жертвоприношением является удхия — жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, акика — жертвоприношение случаю рождения ребёнка и назр Курбан — жертвоприношение в качестве обета.
Жертвой могут быть копытные животные: верблюды, коровы, овцы и другие животные, употребление в пищу которых не запрещено. Удхия является необязательным, но желательным деянием (сунной) для мусульман.

Жертвоприношение в иудаизме — форма отправления религиозного культа, вплоть до разрушения Второго Храма являвшаяся основной формой еврейского священнослужения; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с Богом.
Широкое распространение жертвоприношения в истории и культуре свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
В еврейской религии он становится выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов. Возлагая руки на голову животного, жертвователь символически переносил на него свои грехи. Жертвоприношение служило ритуальным выражением представлений о неразрывной связи жизни и смерти.

Мнения о значении жертвоприношений в иудаизме
Точно установить назначение жертвоприношений в древности сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю.

Еврейская философия давала жертвоприношению различное — символическое или рациональное объяснение.
    Филон Александрийский, Иехуда ха-Леви, Авраам Ибн Эзра и Нахманид (РаМБаН) склонялись к символическому пониманию жертвоприношения, которое, по их мнению, является изначально необходимым компонентом мироздания.[источник не указан 1785 дней]
    В то же время, Маймонид (РаМБаМ) и многие другие средневековые еврейские философы-рационалисты (а вслед за ними и философы более поздних веков, вплоть до нашего времени) полагали, что централизация жертвоприношения должна была подготовить евреев к отказу от жертвоприношений животных и переходу к другим, более возвышенным формам культа.[2]
    Каббала придает жертвоприношению мистико-символическое значение. В самом раннем тексте каббалы «Сефер ха-бахир» слово корбан считается производным от корня קרב («приближать», «соединять»): жертвоприношение соединяет совершающего его с Божественным миром. Самое подробное изложение символического понимания жертвоприношения содержится в книге Зохар, где говорится, что жертвоприношение соединяет высший и низший миры, верующего и Бога, а также мужское и женское начала в самом Боге. Принесение в жертву животных интерпретируется символически как искупление грехов плоти. По мнению некоторых каббалистов, мясо жертвенного животного достаётся силам зла; Богу нужна лишь каввана — доброе намерение совершающего жертвоприношение.
    Раввин Авраам Ицхак А-Коэн Кук в своем труде "Видение вегетарианства и мира" (хазон а-цимхонут ве-а-шалом) описал свое видение будущего культа жертвоприношений в Третьем Храме, которое не будет включать в себя жертвоприношения животных.
    Реформистский иудаизм отрицает стремление к восстановлению культа жертвоприношений, и в результате, убрал из своих молитвенников просьбы о восстановлении храмовой службы.

Отредактировано Соня (Суббота, 23 октября, 2021г. 21:25:08)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

2

Пока в мире торжествует сатанизм, вокруг будут мучения, смерти и жертвы.

0

3

Забавная позиция. Человек оценивает Бога и Его волю. Муравей оценивает действия садовника и вопит - геноцид, геноцид, нас травят, нас изгоняют, культ мучительства. И невдомек ему, бедолаге, что Садовнику нет дела до букашки, Садовник ухаживает за садом, убирает вредителей и тд. Но мурашка же умней садовника, вот и вопит. А доверяла бы садовнику, Он бы нашел ей подходящее место, где она приносила бы Садовнику пользу. Но увы. Мурашка считает себя умней Садовника.

Подпись автора

Я знаю, что Иисус не только умер, но и воскрес. И те, кто верят Ему, пойдут вслед за Ним на небеса, к Богу.

+1

4

Соня, согласен с вами, что очень жалко животных ...Приходилось жить на востоке, и на праздник курбан байрам у мусульман резали овец...Зрелище страшное, когда в каждой мечети резали животных и кровь смывали водой...Создавалось впечатление рек крови... Не думаю , что еврейском резнику не просто было резать невинное животное....Помните как Давид возмутился , что была убита овечка бедняка. ..
Это для нас очень сильное напоминание, что пострадал Господь наш, за грехи человека.
Человек сильно изменился ,сразу после грехопадения в Эдеме. Сатана стал иметь место в сердце человека, да и весь мир сильно изменился после проклятия земли. Так что и звери стали поедать слабых... И человек ветхого завета очень отличался от человека нового завета...Так что многое в жизни праведника в древности, нам и сейчас не понятно,  но Бог снисходил к этим немощам. ..Сомнительно чтобы современный человек смог бы предложить своих дочерей содомлянам, как Лот. Мы бы наверное не дали в обиду ни пришельцев ни дочерей, даже ценой собственной жизни...Или как некто свою наложницу порубил на части и отправил всем коленам Израиля. . Женщина не имела ценности в те времена...Или как Давид поручил Соломону отомстить после своей смерти Семею, который злословил его.
Но все это не значит что Бог это одобрил. .., Он снисходил к этим несовершенствам,
Ведь в день падения Адама , все человеки умерли смертью,  потеряв Духа Божия...
И только в Новом Завете,  Господь воскликнул - совершилось!
И пусть вам будет легче, от мысли что вся тварь, животные ожидают откровения
Сынов Божьих, чтобы также облечься в нетление...

Рим 8:19-21: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих."

0

5

дополнено:

Так что могу согласиться: можно рассматривать жертвоприношения в свете принципа "прогрессивного откровения". То есть гуманизация и переосмысление повсеместно существующих практик вместо революционного их отвержения.
Так, повсеместно существовавший в Древнем мире институт рабства не отрицался, а гуманизировался Торой (и впоследствии Талмудом): рабство не только ограничивалось 7 годами, раб не только становился практически членом семьи, но о рабе следовало печься наравне с собственными детьми.

Но все же жертвоприношение обряжено и нагружено такой сбруей смыслов, что обойтись лишь снисходительной трактовкой - значит ограничить себя узкими рамками современного гуманизма.
Взять хотя бы ведическое понимание: жертвоприношением Первозданного Человека был создан весь этот мир! (см. Жертвоприношение Пуруши).Мистика и мистерия жертвы имеет огромное цивилизационное значение.
В любом случае ограничится суждением (а тем более - осуждением) одного иудаизма тут невозможно.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

6

В христианстве о жертве Христа говорили праоброзы жертвоприношений животных.
И жертва Христа заключалась в том что Он знал, как с Ним поступят злые делители,  но Он пришел на землю , желая спасти народ от грехов их. Был народ израилев и есть
выкупленные через драгоценную кровь, жертву. У кого были выкупленные? Думаю , что у них самих же. Меня "подкупает" то что за меня негодного,  приходил Иисус, чтобы избавить меня от власти ада. Он знал как с Ним поступят, но на подвиг Свой будет смотреть с довольством. И как мы можем игнорировать таким отношением к нам !?

Быт 17:12-13,26-27: "Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. … В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников."

1Пет 1:18-19: "зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,"

0

7

"Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»[56], признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своём роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни». "

https://ru.wikipedia.org/wiki/Авраам

Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?
Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кьеркегор,_Сёрен

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

8

Обрезание Господне

Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?
Кстати уж: надлежит
(ради радования ближних и вправления мозгов их ради)
непременно поздравлять православных братий со славным двунадесятым праздником:
"Обрезание Господне" (Отмечается в православии 14 января)
//"По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца] — Лк. 2:21"//
Вики: "По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона,
принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления
(«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17)."
Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?

Отредактировано Соня (Понедельник, 16 января, 2023г. 17:29:09)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

9

Презентизм

Существует совершенно порочный способ анализа прошлого - суд над тогдашними персонажами по законам, которые в их пору еще не были приняты.
У историков этот методологический порок называется презентизмом.
Презентизм полезен воинам света тем, что предоставляет им орудие расправы над любым авторитетом прошлого независимо от заслуг,
потому что людей без предрассудков не бывает - наши собственные станет судить будущее, если оно наступит.
Практически от любого гения легко оставить кучку пепла.

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

10

Соня написал(а):

Жертвоприношения* в иудаизме - культ мучительства?

Нет, это по СУТИ, культ эволюционного развития. "Жертва" - опыт жизни, на алтарь эволюции. Одно время, растительность Каина вполне устраивала, потом скот Авеля. Одно - опыт иудаизма, потом опыт христианства. Важно что за ними, "Семя Сифа" например, или "Независимый Иерусалим" от иудаизма и христианства в частности.

Подпись автора

С уважением, Александр.

0


Вы здесь » Иисус.ru «« Межконфессиональный Христианский форум ««общение без границ«« » Вопросы по Библии » Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?