Интересная книжка попалась мне. Автор святой Иосиф Волоцкий.
Свидетельствуют святые книги. В свя-щенных правилах, относящихся к гражданским за-конам, о неверных и еретиках говорится так: те, кто сподобились святого крещения, но отступили от пра-вославной веры и стали еретиками или совершали жертвы эллинским богам, подлежат смертной казни.
Если жид дерзнет развратить христианскую веру, под-лежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом посту-пать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечом; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязан-ный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, – даже если сам начальник и право-славный, он подлежит смертной казни.
Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного по-нятно, что подобает не только осуждать, но и преда-вать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о ере-тиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.
все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители умоляли благочести-вых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков.
Так, святые отцы Шестого Вселенского собора об-ращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки, – да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем».
И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, напи-сали к Феофилу, царю греческому, пространный сви-ток с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего цар-ства, мышцею благочестия своего».
Великий царь Юстиниан собрал Пятый собор против Дидима и Евагрия, по-следователей ереси Оригена, и проклял их, и осудил в заточение. После этого Константин, внук Ираклия, собрал против Маркиана и Стефана, Сергия, Пирра и Павла и прочих зломудрствующих Шестой собор свя-тых отцов, которые разгромили еретиков, принявших достойное осуждение за свое зловерие. После этого благочестивая царица Ирина и сын ее, благоверный царь Константин, собрали Седьмой собор против зло-честивых иконоборцев и всю их ересь разрушили и до конца искоренили.
Так благоверные цари окончательно разрушили крепость неверных еретиков градобойными орудия-ми, святыми Вселенскими соборами, в благоговейном страхе отсекая головы многоглавых змиев, и укрепи-ли чистую православную веру, непоколебимый столп и утверждение церковного благоверия. Зная об этом и повинуясь мольбам и поучениям святых отцов, все благочестивые цари повелевали проклинать еретиков и отступников, – поучаясь и от Божественных Писа-ний, Ветхих и Новых.
«Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию по-винен будет тот, кто попирает Сына Божия?» (Евр. 10, 28–29). Это показывает, что более подобает предавать лютым казням тех, кто хулит Сына Божия, чем тех, кто отверг Моисеев закон. И святой апостол Иуда, брат Иа-кова, говорит: «И к одним будьте милостивы, с рассмо-трением, а других страхом спасайте» (Иуд. 1, 22–23).
Следуя этим божественным пророческим и апо-стольским писаниям и преданиям, благочестивейшие православные цари и святители посылали еретиков и отступников в заточение и предавали лютым казням.
Первый великий царь, равноапостольный Константин, установил во всем своем царстве закон, что не верующие во Святую и Животворящую Троицу должны умереть самой злой смертью, а дома их отдаются на разграбление. И святые отцы Первого собора не за-претили этого. Святой Александр, патриарх Констан-тинопольский (память 30 августа), молитвой своей сделал так, что у Ария расселось чрево. По слову вели-кого чудотворца Епифания Кипрского (12 мая) еретик Аэтий онемел, а на седьмой день был предан смерти.
Благочестивый же царь Маркиан осудил на смерть еретика Диоскора, патриарха Александрийского, и не усек его мечом, но послал на остров Ас, где никто не мог прожить и года: все умирали лютой смертью под действием смертоносных ветров. Здесь и Диоскор, и все его единомышленники испустили дух свой в ужасных мучениях. И ведь святые отцы Четвертого собора не препятствовали этому. Благочестивые цари Юстиниан и Тиверий отсекли головы епарху Аддусу и воеводе Елевферию, поборникам ереси. И великий чудотворец Евтихий, патриарх Царьграда, не препят-ствовал этому. Великий же царь Ираклий повелел уби-вать иудеев, не желающих креститься, и множество патриархов, святителей и преподобных, живших в то время, не препятствовали этому. Святой Феодор, епи-скоп Едесский (9 июля), словом своим сделал немым жидовина, произносившего хулу на Господа нашего Иисуса Христа, и после этого умолил царя Вавилон-ского, и тот послал воинов в Едес и повелел изгнать из города всех еретиков и забрать их богатство, а другим отрезать языки; и святой Феодор не препятствовал этому. Также и святая царица Феодора и сын ее Миха-ил отправили в заточение еретика Анния, патриарха Царьграда, и повелели, растянув его, бить ремнями.
И блаженный патриарх Мефодий и многие преподоб-ные отцы наши и исповедники не препятствовали это-му. И святой Лев, епископ Катанский, сделал так, что еретик Илиодор был сожжен огнем.
Святые пророки и праведники Ветхого Завета одних отступивших от Господа Бога предавали смер-ти молитвой и благодатью, данной им от Бога, других убивали оружием и предавали лютым казням – в Новом же Завете святые апостолы, божественные святители и преподобные и богоносные отцы не убивали еретиков и отступников оружием, но предавали их смерти и лю-тым казням своими молитвами и силою, данною им от всесильного и животворящего Духа.
Кто-нибудь может сказать, что одно дело – пре-дать смерти с помощью молитвы, а другое – убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же – предать смерти с помощью молитвы или убить виновных с помощью оружия.
Афанасий Великий пишет в слове о творящих смертные грехи следующее. Сначала он упоминает пророков и праведников из Ветхого Завета, которые и убивали оружием, и предавали смерти молитвой. Так, Моисей победил фараона молитвой, а прочих врагов победил оружием. Великий же среди пророков Илия, помолившись, сжег огнем небесным двух пятидесят-ников и зарубил мечом четыреста скверных иереев.
Иисус Навин молитвой разрушил иерихонские стены, а бывших в городе людей зарубил мечом (Нав. 6). По-том святитель Афанасий упоминает святых первовер-ховных апостолов Петра и Павла. Так, Петр предал смерти Ананию и Сапфиру словом и силой, данной апостолам от Святого Духа. Павел же словом предал лютым казням Еллиму-волхва и Александра-куз не-ца, Именея и Филита.
Видишь, Афанасий Великий не сделал никакого различия между убиением с помощью оружия и пре-данием виновных смерти или казням с помощью мо-литвы. И если бы не следовало предавать еретиков и отступников смерти и казням, то святые апостолы, бо-жественные святители и преподобные отцы наши не убивали бы молитвой и силой, данной им от Бога, по-тому что смерть от молитвы более горька, чем смерть от оружия. Ведь если смерть – от молитвы, то совер-шенно ясно, что виновный осужден на смерть Богом:
«Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10, 31).
А смерть от оружия часто бывает и по человеческому умыслу и не так бывает страшна, как смерть от молит-вы, – для тех, кто имеет разум; ибо человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце. Потому-то преподоб-ные и богоносные отцы наши, священноначальники и пастыри предавали еретиков и отступников смерти и лютым казням не оружием, но молитвой и силой, дан-ной им от Бога. Если же какого-нибудь еретика или отступника следовало казнить, они не делали этого сами, но поручали это благочестивым православным царям, поставленным для наказания злодеев, по апо-стольскому писанию и по свидетельству священных правил, согласно гражданским законам, которые пре-подобные и богоносные отцы наши связали и соеди-нили со священными правилами.
Теперь скажем еще об одном еретическом мнении:
если, мол, и подобает судить или осуждать еретиков или отступников, то подобает это царям, князьям, свя-тителям и судьям мирским, а не инокам.
На это мы ответим следующее.
Если инокам не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, то как же Антоний Великий (17 янва-ря) осуждал их? Ведь он говорил, что слова еретиков страшнее яда змеиного, и наказывал ученикам сво-им не иметь никакого общения с мелетианами или с арианами и прочими еретиками.
И святой Пафнутий Исповедник, бывший на Первом соборе, вместе со святыми отцами осудил Ария в заточение.
А преподобный Пахомий (Пахомий Великий, память 15 мая) всегда осуждал еретиков и говорил, что вступающий в общение с еретиками и читающий писания Оригена, Мелетия, Ария и прочих еретиков сходит на дно ада.
Также и Макарий Великий (память 19 января) вышел из пустыни ради того, чтобы осудить еретика и прекратить его ересь, что и сделал.
И преподобный Ефрем Сирин (память 28 янва-ря), услышав, что умножаются еретические мудро-вания Аполлинариевы, оставил пустыню и пришел в Константинополь, и не только осудил Аполлина-рия, но и предал его злой смерти своим благорассу-дным искусством .
Дивный же Исаакий Далматский (память 30 мая) поселился в пустыне с самых младенческих лет, но, когда услышал, что Валент распространяет Ариеву ересь, пришел в Византию и не только осудил Вален-та, но и предал огню.
И Василий Великий (память 1 января) жил в Пон-те, пребывая в безмолвии, вместе со святым Григори-ем Богословом; когда же они услышали о множестве еретиков, пришедших в Кесарию, то оставили свои жилища и отправились в Кесарию и оставались там, пока не прогнали всех еретиков.
Также и великий Евфимий (память 20 января), хотя сам и не был на Третьем соборе, но послал на Собор своих учеников и повелевал осуждать и про-клинать еретиков.
Святой же Авксентий (память 14 февраля), кото-рый по причине глубокой старости и великих трудов не мог пойти на Собор святых отцов, когда те собра-лись для осуждения ереси Нестория, повелел приве-сти пару волов и отвезти его на Cобор, чтобы осудить и проклясть еретиков.
Точно так же и святой Даниил Столпник (11 дека-бря), который не мог ходить своими ногами вследствие сильной немощи, повелел людям отвести его на Собор святых отцов, чтобы проклясть и осудить еретиков.
Подобным образом поступил и Савва Освящен-ный (память 5 декабря): увидев, что умножается ересь Северова, он отправился из Иерусалима в Констан-тинополь, к царю Анастасию, и умолял его осудить и проклясть еретиков. Великий же Феодосий (память 11 января), увидев, что Северова ересь распространя-ется по миру, оставил монастырь, вышел из пустыни и обходил села и города, чтобы утвердить верных и осудить и посрамить еретиков. Потом он собрал всех иноков, пришел в Иерусалим с Саввою Освященным и они вошли в церковь, а следом за ними шли ученики их, множество иноков, около десяти тысяч. И Феодосий Великий и Савва Освященный взошли на амвон и осудили и прокляли Севера и всех еретиков.
Так же было и на Шестом соборе: вместо патриар-ха Александрийского прибыл монах Петр со святыми отцами и осудил еретиков.
Так же поступила и святая мученица девица Феодосия (память 29 мая), которая родилась по обе-тованию святой мученицы Анастасии, семи лет по-стриглась в иноческий образ и с тех пор пребывала в монастыре неотлучно. Услышав, что царь Лев из Исаврии послал своего спафария, чтобы он сбросил и разбил икону Владыки Христа, изображенную на медных городских воротах, святая Феодосия поспе-шила к месту тому и, увидев, что спафарий трижды ударил секирой по образу Спаса Христа, немедлен-но сбросила лестницу на землю и предала спафария горькой смерти. Потом вместе с другими инокинями она отправилась в патриархию и они побили камня-ми патриарха Анастасия, иконоборца, и здесь же свя-тая была убита злочестивым царем за образ Господа нашего Иисуса Христа. А чтобы не сказал никто, что Христова мученица Феодосия сотворила это дело не по божественному повелению – своими руками пре-дала человека смерти, – для этого преблагой Вла-дыка Христос по смерти прославил ее множеством чудес и дивными знамениями и тело ее сохранил це-лым и нетленным, чтобы все приходящие к ее гробу получали исцеление от всяких недугов. И святые бо-жественные отцы почтили ее песньми и похвалами, канонами и тропарями и наравне с великими мучени-ками и мученицами Христовыми повелели праздно-вать ее память мая в 29 день.
Позднее же, вместе со святой царицей Феодорой и с благочестивым царем Михаилом, собрались святые великие постники и чудотворцы: великий Иоанникий, Арсакий, Исакий и Феофан Исповедник и многие дру-гие, которые оставили монастыри и пустыни и пришли в город, чтобы осудить и проклясть еретиков. Да и на все Вселенские и Поместные соборы приходили иноки, оставляя монастыри и пустыни и стекаясь в города.
Также и князья, и воеводы, и простые люди, муж-чины и женщины – все православные христиане, вме-сте со святителями и священниками, осуждали ерети-ков. И под действием Святого и Животворящего Духа были написаны божественные правила. Кроме того, к божественным правилам добавили и гражданские за-коны, чтобы не только осуждать еретиков, но и про-клинать, и предавать лютым казням.
Таким образом, совершенно ясно и понятно воис-тину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а ца-рям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.
Богу нашему слава ныне, всегда и во веки веков.
Аминь.