Espada написал(а):Получилось так,как получилось = 250 лет без епископа.И что с того?
250 лет это уже совершенно другая Церковь.
В каком смысле другая?Другая от чего или кого и почему?Может вас мучают вопросы =
Возможно ли временное существование Церкви без епископа? Т.е. может ли быть так что все епископы на земле впали в ересь? Мог ли такое попустить Господь? Есть ли подобные примеры в истории Церкви, когда ни одного православного епископа не осталось? (По словам Златоуста: "Не может бо Церковь без епископа быти".)
Все епископы вполне могут впасть в ересь, ибо обладают свободой воли, и никто и никогда в Церкви не исповедовал и не утверждал непогрешимости епископата ни в вопросах нравственности, ни в вопросах веры. Кроме того, поскольку до сих пор еще не было окончательного Православного Собора над никонианским епископатом, то формально они еще не совсем чужды границ земной Церкви, собственно лишь поэтому их и принимают в сущем сане. Было ли всеобщее отпадение епископов в древности? Нет, не было. Но отсутствие исторического примера само по себе не может говорить о невозможности происшествия в иное время, ибо все бывает впервые. Церковные правила без всяких исторических параллелей и оглядки на возможные последствия требуют разрывать отношения с иерархом-еретиком, что наши предки и сделали. Впрочем, и они считали, что Церковь не должна быть без епископа и многие годы они благовествовали отпавшим архиереям истину, пока двое из них не приклонили к ней ухо свое. И в этом нет никакого противоречия со словами Златоуста, ибо отсутствие правомыслящего епископа было не окончательным, а преходящим, что доказано и самим временем. Временное же отсутствие пастырей вполне возможным признавал и сам Златоуст:
«Что это? Пастырь отсутствует, а овцы стоят весьма благочинно. И в этом заслуга пастыря, что пасомые не только в присутствии его, но и в отсутствии показывают полное усердие. С безсловесными животными бывает так: когда нет человека, выгоняющаго овец на пастбище, они по необходимости остаются в загонах, или, если вырвутся из загона без пастуха, долго блуждают; здесь же не случилось ничего такого, но и в отсутствии пастыря вы стеклись на обычныя пастбища с великим благочинием; или, лучше сказать, и пастырь здесь присутствует, если не телом, то произволением, если не присутствием телесным, то благочинием паствы» (1-е слово на аномеев). И в другом месте Златоуст хвалит паству за то, что та и в отсутствии пастыря (епископа) сама посла себя, ограждая себя саму от злохищных еретиков:
«Я пришел радоваться вашим добродетелям; я слышал, как вы боролись с еретиками, и укоряли их в неправильном совершении крещения, напрасно ли я говорил, что чистая жена в отсутствие мужа отвергает прелюбодеев, в отсутствие пастыря прогоняет волков? Здесь без кормчего пловцы спасли корабль, без вождя воины одержали победу, без учителя ученики сделали успехи, без отца сыновья укрепились» (Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь). Здесь же уместно привести и взгляд прп. Феодора Студита о том, что, по его мнению, во времена иконоборчества во всей Вселенской Церкви не было ни одного епископа, который бы в той или иной степени не запятнал себя общением с ересью и не подлежал бы за это прещениям по строгости правил:
«Предпринимающие такое исследование, путешествуя по западу и востоку, не нашли бы достойного, так как все один от другого оказались бы подлежащими низложению по причине взаимного служения вместе. Ибо известно, что при Тарасии посланные отсюда апокрисиарии служили вместе с предстоятелем Римским, а от него посланные, может быть, служили вместе с восточными» (Письмо к Стефану чтецу).
Итак, наше временное положение без епископов и тот факт, что оставаясь без пастырей, мы устояли в истине и не выродились в сектантство подобно беспоповцам, лишь доказывает правильность решения наших предков.