Преп. Рон Ханко
В этом выпуске Новостей я отвечу на следующие, связанные между собой, вопросы:
Во-первых, «Что имеет в виду Иисус, говоря “родиться от воды и Духа” в Евангелии от Иоанна 3:5? По всей вероятности, это не относится к возрождению посредством водного крещения?».
Во-вторых, «Что Иоанн имеет в виду под “духом, и водой, и кровью” в 1Иоан. 5:8? Если “дух” здесь означает Святого Духа, то к чему тогда относятся слова “вода” и “кровь”?»
1) Отвечая на эти вопросы, мы сначала рассмотрим Евангелие от Иоанна 3:5. Некоторые интерпретируют этот отрывок как относящийся к физическому рождению, и духовному рождению, при этом физическое рождение – «от воды», а духовное рождение – «от Духа». Хотя, безусловно, верно, что человек должен сначала родиться физически, прежде чем он сможет быть возрожден свыше, тем не менее это настолько очевидно и банально, что трудно даже предположить, зачем вдруг Иисусу понадобилось это говорить.
Некоторые воспринимают слова о рождении от воды как доказательство духовного возрождения при крещении, то есть то, что мы якобы рождаемся свыше посредством водного крещения. Задавший вопрос предполагает, что такая интерпретация невозможна, на самом деле так оно и есть, поскольку вода не может смывать грех и не приводит к духовному возрождению, как это в действительности происходит со многими людьми, принявшими водное крещение. К тому же Сама Библия говорит нам об этом в 1Коринфянам 10:1-5, где сказано, что водное крещение в Красном море не возродило многих и многих из народа Израиля. Поскольку написано, что хотя «все крестились в Моисея в облаке и в море … Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (2, 5).
Тем не менее, вода, о которой говорится в Евангелии от Иоанна 3:5 имеет отношение к водному крещению. Поскольку весьма сомнительно, чтобы она имела отношение к чему-либо другому. Однако здесь вода крещения является символом, указывающим на кровь Христа. Человеку должно быть рождённым от крови Христа и Духа, такова идея отрывка, но в качестве знака здесь упоминается вода, которая знаменует пролитую кровь Христа.
То, что кровь Христа напрямую не названа, но назван символ (вода), не должно показаться странным. Как в крещении, так и в Вечере Господней наименования знамений и духовных реалий, которые они означают, часто взаимозаменяемы. Иисус называет хлеб Вечери Господней Своим телом, хотя это всего лишь знамение, а воду крещения, хотя она сама по себе и не является реальностью (кровью и Духом), которую вода представляет, обычно называют именем этой реальности. Мы имеем в виду, что окропление или обливание кого-то водой на самом деле не является «крещением» как таковым, но, поскольку оно так тесно связано с настоящим, духовным крещением кровью и Духом Христа, оно (водное крещение) имеет то же название.
Иезекииль говорит нечто очень похожее на Иоанна 3:5, смешивая и сочетая символы, образы и реальности: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:25-27)
Ключ к толкованию Евангелия от Иоанна 3:5 находится в контексте всего отрывка, в третьем стихе. Сравнивая стихи 3 и 5, становится очевидным, что быть «рожденным от воды и Духа» (5) — это то же самое, что «родиться свыше» (3). В этом отрывке упоминается только одно рождение, хотя в нем задействованы, как и кровь Христа (символизируемая и названная именем ее символа – «водой»), так и Дух Христа. Нет другого рождения и нет другого крещения, кроме этого.
Обратите внимание, что воды крещения символизируют как кровь, так и Дух Христа, а не только кровь. Хотя слово «вода» используется вместо слова «кровь», именно это имеет в виду Иисус. Именно Дух применяет к нам кровь Христа для нашего очищения, как для первоначального нашего омытия от грехов при возрождении, так и для последующего смывания наших грехов в процессе работы Духа по нашему освящению. Но Дух применяет пролитую кровь Христа, и только она одна действенна для нашего дальнейшего очищения.
Другим важным моментом является то, что без этого очищения кровью и Духом Христовым никто даже «не может увидеть» Царства Божьего (3). Мы не можем полагаться ни на что, кроме крови и Духа Христа. То, что я был крещен водой, не гарантирует мне доступ на Небеса. То, что я устами исповедовал веру, не означает, что я увижу Небесное царство, о котором Христос говорит в Евангелии от Иоанна 3 глава. Я должен очиститься от греха и вины, прежде чем смогу предстать перед Богом, о Котором говорится: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния» (Авв.1:13) и о Котором в Псалме 5:5 сказано: «У Тебя не водворится злой».
Именно относительно этих истин Иисус упрекает Никодима: «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоан. 3:10). В том, что сказал Иисус, не было ничего нового, но это было сказано задолго до этого пророком Иезекиилем. Никодим не только должен был знать, что Иисус имел в виду, говоря «родиться от воды и Духа», но он также должен был знать, что дела праведности, соблюдение закона и обрядов, предписанных законом, не дают права на вход в Царство Божие. Тем не менее, мы не должны быть слишком строги к Никодиму, потому что даже сегодня есть немало людей, которые не понимают этого, хотя присутствуют в церкви каждое воскресенье.
2) У нас остается 1 Иоанна 5:8, и ответ действительно тот же. Иоанн упоминает воду и кровь не потому, что это разные вещи — вода символизирует кровь, — а потому, что вода — прекрасный и важный символ не только крови, но и также Духа. Поэтому никогда не следует пренебрегать водой, хотя всегда следует понимать, что вода — это всего лишь образ и символ, и что только кровь и Дух Христа могут открыть Царство тем, кто был неомытым и нечистым, и кто нуждался в духовной трансплантации сердца, которая является вторым чудесным рождением, образно описанным в Иезекииль 36:26.
Дух, вода и кровь, как говорит Иоанн в 1 Иоанна 5:8, «свидетельствуют … сии три об одном». Есть только один Господь, одна вера и одно крещение, омовение греха кровью и Духом Иисуса Христа – символизируемое водой крещения.
«Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:9-12).