Проф. Ханко
Читатель из Уганды пишет: «Друг спросил меня, почему Христос всегда говорил тем, кого Он исцелял, никому не сообщать о том, Кто их исцелил, а нам же повелено свидетельствовать о Нем? Пожалуйста, не могли бы вы это объяснить?»
Это интересный вопрос, поскольку он затрагивает важный аспект касающийся чудес исцеления, совершаемых нашим Господом.
Но было бы хорошо, прежде всего (и этот факт имеет некоторое отношение к ответу на этот вопрос), отметить, что не всегда Иисус приказывал тем, кого Он исцелил, молчать и не сообщать никому о том, что Он сделал для них. Это было верным только в некоторых случаях.
Ответ на этот вопрос связан с причиной, по которой Господь творил чудеса. Господь совершал чудеса не ради того, чтобы просто совершить их, как это делают, например, пятидесятники. «Чудеса» пятидесятников — это всего лишь «театральные» чудеса, не имеющие никакого значения или ценности, совершаемые произвольным и бесцельным образом. Господь не творил чудес таким образом. Вероятно, самое ясное указание на то, почему Господь творил чудеса, содержится в Евангелии от Иоанна 5 глава. Иисус исцелил человека в купальне Вифезды. Немощный человек лежал в одном из портиков, ожидая, чтобы войти в купальню тогда, когда придет ангел возмущать воду. (Я мог бы мимоходом упомянуть, что «высшая библейская критика» исключает Иоанна 5:3b-4 из Священных Писаний, и NIV-версия и некоторые другие переводы делают то же самое. Но это неверно. Текстуальные доказательства для сохранения этих стихов убедительны, но они состоят из рукописей, которые высшие критики несправедливо принижают.)
Этот больной не мог войти в воду из-за своего паралича, другие же могли попасть в бассейн прежде, чем он. И только первый из них, кто оказывался в воде раньше всех, получал исцеление. И таких людей, ожидающих ангела возле купальни, было немало, но Господь Иисус исцелил только одного из них. Это поразительно.
Иудеи обвиняли Господа в грехе, потому что Он исцелил этого человека в Вифезде в субботу. Оправдание Христом Своих действий является не только оправданием этого чуда, совершенного в субботу, но также и объяснением того, зачем Он творит Свои чудеса. Это мощное объяснение, достойное прочтения всеми, кто на самом деле не понимает в чем именно заключается необходимость чудес.
Позвольте мне объяснить. Господь пришел в мир, чтобы совершить дело Своего Отца, которое заключалось в том, чтобы совершить спасение всех избранных, которых от вечности избрал Бог, чтобы они стали Его церковью (Еф. 1:4). Когда Иисус говорил о том, что Священные Писания (Ветхого Завета) свидетельствуют о Его божественности и также о причине Его пришествия в человеческой плоти, к этому времени Священные Писания еще не были завершены, поскольку не был написан Новый Завет. Как это было верно тогда, так верно и сейчас: «Новое скрыто в Старом; Старое явлено в Новом». Или, возможно, более точно: «Новое содержится в Старом; Старое объясняется в Новом».
Дело Христа и Евангелие, которое Он проповедовал, не могли быть полностью и ясно объяснены и проверены людьми, слышавшими Его, потому что у них не было завершенного, целостного Писания. Итак, чудеса были необходимы для подтверждения истин Евангелия, которое проповедовал Христос.
Чудеса свидетельствовали об истине Евангелия, потому что они были знамениями этой истины. Все болезни и немощи являются результатом греха, но каждая болезнь указывала на конкретное следствие греха. Слепота являлась соответствующим отображением нашей духовной неспособности увидеть Царство Христово (Иоан. 3:3; 9:39-41). Демоническая одержимость была образом полного господства сатаны в нашей жизни. Можно было бы и далее говорить об этом.
Исцеление всех этих болезней было знамениями, которые сопровождали проповедь Господа и иллюстрировали истину Евангелия. Христос пришел, чтобы избавить нас от власти сатаны и исцелить все наши болезни — духовные и физические (Пс. 102:3). Когда Писание было завершено, отпала и необходимость в чудесах. Теперь уже завершенное Писание свидетельствует об истинности Евангелия.
Но точно так же, как Евангелие проповедовалось в присутствии избранных и отверженных, так и чудеса совершались над истинным народом Божьим и над теми, кто никогда бы не уверовал. Например, чудо исцеления десяти прокаженных показало, что только один из этих прокаженных вернулся, чтобы воздать славу Богу, и этот человек был самарянином. Когда Иисус накормил 5000 человек, хотя это и не являлось чудом исцеления, тем не менее это было знамением, что Иисус есть истинный Хлеб Жизни (Иоанн 6). Но совершенно очевидно, что не все они были избраны, ибо когда Иисус отказался быть их земным царем, большинство этих людей оставило Его.
Многие неверующие люди просто видели в Иисусе чудотворца и не понимали, что Он Сын Божий, посланный в мир для искупления церкви. Христос не хотел, чтобы неверующие повсюду распространяли слух о чуде, которое Он совершил для их исцеления, поскольку рассказ о произошедшем чуде был бы полностью сосредоточен на самом чуде, а не на Евангелии, ради которого чудо являлось всего лишь знамением. И как повествует нам Писание, многие ослушались Господа, но это не изменяет самой сути дела.
Итак, пятидесятники делают нечто похожее. Люди приходят, чтобы узреть само чудо, а вовсе не за благовестием спасения. Они подобны девяти неблагодарным прокаженным.
Нам больше не нужны чудеса, потому что у нас есть полное Писание. И Писания вполне достаточно. Богач в аду тоже желал чуда, чтобы его братья убедились в реальности ада, но слова Авраама имеют определяющее значение на все времена: «… у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16:29-31).