ПРИТЧА ИИСУСА ХРИСТА о МУДРОМ РЫБАКЕ
(текст ОЧЕНЬ большой, для самых избранных )) )
В чем смысл использования притчи, если можно было бы прямо и буквально сообщить необходимое? Этот вопрос неоднократно освещался как в канонических, так и в неканонических текстах.
Изречения Иисуса Христа, оформленные в притчу призваны заявить о вещах тайных и скрытых, принадлежащих духовной, или небесной, реальности, но не раскрыть его непосредственно. И цель этого подхода заключается в том, чтобы проявить принадлежность людей одному из родов: духовным – ученикам Духа, и плотским – не способным к духовному наставлению, которые остаются «глухими и слепыми» к Учению, ведущему к наследию высшей реальности.
«Вам дано знать Тайны Царства Небесного, - говорит Спаситель, - а им не дано, ибо огрубело сердце людей сих, и глазами не видят, и ушами не слышат …»
Так принадлежность к ученичеству выражается в ряде неотъемлемых качеств. Прежде всего, в искреннем желании стать причастником обещанного Истинным Пророком непреходящего Мира, его вечной жизни и ее ценностей. Далее, терпение и рассудительность – поскольку в терпении ученик призван обнаружить свои доверие, надежду и смирение перед Духом, а в рассудительности, направляемой тем же Духом – достичь внимательности к слову Учителя, а через нее мудрости и откровения, которые, суть, по природе сродни Предвидению Бога. Так как Премудрость живет вместе с Разумом и ищет, как сказал пророк, рассудительного знания. Отсюда человек проявляет прилежность в чтении и исследовании Писания, в отыскании Учения Апостолов Иисуса Христа, которые сохранили для избранных слова и наставления Спасителя, чтобы через его исполнение обрести обещанное Царство Света.
Иные же преданы удовольствиям жизни и всякой другой суете, противной Духу. «Ваш бог – эта жизнь, где губите вы души ваши».
Притча также имеет и другое, содержательное назначение. Поскольку речь идет о вещах тайных и сокрытых, не принадлежащих материальному миру, – как сказал пророк: «Открою уста мои в притче, изреку сокровенное от начала» - следовательно, излагать их буквально в понятиях и определениях высшей реальности, опыт которой нам неизвестен, лишено смысла. Но так как в материальной действительности мы имеем вещи, в определенном аспекте подобные вещам высшей реальности, и которые определенным образом могут быть ассоциативны им – а таковым порядок вещей случился по некоему изначальному замыслу – то через образы материального мира можно в некоторой степени иметь представление о недоступной нам в буквальном смысле высшей реальности.
Итак, притча о рыбаке, неводе и рыбе, которую изрек наш Господь и Спаситель Иисус Христос, заранее предупредив нас такими словами: «Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти».
***
Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!
***
Сразу обратим внимание на то, что данная притча – это Учение о Человеке, поскольку Иисус излагает подобие Человека: «ЧЕЛОВЕК подобен …». Разумеется, как мы и говорили выше, в этом случае Человек рассматривается как ПРО-Образ из высшей реальности, поэтому понятие «Человек» мы не должны воспринимать как выражающее человека земного. Речь идет о ЧЕЛОВЕКЕ НЕБЕСНОМ. Кто такой этот Небесный Человек? – с этим еще только предстоит разобраться.
Может появиться соблазн буквально провести указатель между Человеком Небесным и Богом, но тогда почему не говорится прямо: «БОГ подобен …»? Потому не станем торопиться, а вспомним, что Человек сам по себе – это есть ОБРАЗ БОГА, и, тем не менее, здесь Иисус не имеет в виду, даже как образ, человека земного. Более того, понятие «Бог» по отношению к понятию «Человек» имеет всеобщий характер, а «Человек» по отношению к «Богу» - частный. Поэтому, скорее всего, нам придется признать самих себя как вторичный образ от ПРО-Образа, разумея из притчи, что подлинно суть Человек – это тот, о котором в притче говорит Иисус. Очевидно же, что Учение о НЕБЕСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ имеет некое особое значение и занимает особое место в Гнозисе Спасителя, так как этот вопрос удостоен притчи.
Итак, «Человек подобен МУДРОМУ рыбаку …». Уже эта короткая фраза вполне информативна. Несмотря на то, что мы еще не можем судить о том, в чем заключается подобие мудрости рыбака, нам уже дано понять, что рассматриваемый Небесный Человек вооружен МУДРОСТЬЮ. И если мы были достаточно усердны в исследовании Писания, то наверняка образ ПРЕМУДРОСТИ БОГА нам известен как образ первой созидающей силы, положившей основание началам материального мира, воплощающей в своем творческом действовании ТАЙНУЮ МЫСЛЬ СОЗДАТЕЛЯ.
***
Далее, «Человек подобен мудрому РЫБАКУ, КОТОРЫЙ БРОСИЛ СВОЮ СЕТЬ В МОРЕ …». И здесь уже можно говорить о многом.
Начнем с того, что исследуем образ МОРЯ, поскольку в нашей материальной повседневности человек, чья особая деятельность (которую рассмотрим далее) связана с морем, именуется рыбаком. Итак, вспомним первую главу книги Бытия, в которой мы впервые обнаруживаем водную субстанцию в самом начале творения:
Бытие 1:1-2
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Здесь мы обнаруживаем, что представляла собой сущность, именуемая «Землей». И здесь сказано конкретно, что сущность первобытной так называемой «ЗЕМЛИ» - это ВОДА, ПЕРВОЗДАННАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ. Впрочем не стоит в буквальном смысле представлять ту воду, которая течет в нашем обыденном понимании в реках, морях, океанах, и «из-под крана» - она, в свою очередь, является лишь только вторичным образом (и даже не в третьей степени) того ПЕРВОЗДАННОГО ВЕЩЕСТВА, которое представляло собой БЕЗДНУ, безвидную и пустую.
(Примечание: Поскольку внимательный читатель легко обнаружит, что, как минимум, события ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ, описанные в книге Бытия, далеко еще никакого отношения к населяемой человечеством планете не имеют. Поэтому и в полемическом дискурсе отсылки на книгу Бытия не уместны, так как обывательское невежественное представление так называемых «верующих» основано, исходя из повседневного вещественного опыта, а не на действительном исследовании Учения и Писания.)
Что означает «безвидна и пуста»? Не иначе, как то, что ни у нее, ни внутри нее не было никакого образа, ни форм, ни границ, ни очертаний. Никакие иные сущности не наполняли ее, потому она была только лишь бездонной и пустой тьмой – ВЛАЖНОЕ ВЕЩЕСТВО ПЕРВОЗДАННОЙ ТЬМЫ. Она, суть, есть ПЕРВОЗДАННЫЙ ХАОС НЕБЫТИЯ, над которым, как сказано, «носился Дух Божий». И этот ДУХ БОЖИЙ есть сама БОЖЕСТВЕННАЯ ПРЕМУДРОСТЬ, готовая воплотить в этом ХАОСЕ божественный ЗАМЫСЕЛ.
***
Далее обратимся к исследованию МУДРОСТИ РЫБАКА, поскольку сказано: «Человек подобен МУДРОМУ РЫБАКУ …». Очевидно, что, в первую очередь, МУДРОСТЬ РЫБАКА заключается в его ИСКУССТВЕ, его ремесле.
С точки зрения плотских представлений и обыденности, рыбацкое ремесло достаточно сложно рассматривать как особого рода мудрость. Поскольку ловлю рыбы достаточно сложно представить каким-то особо изысканным ремеслом – оно передается из поколения в поколение, и вполне доступно каждому обладающему сетью без особой мудрости.
Но рассматривая образ рыбака в контексте данной притчи и того, о чем уже было сказано выше, ИСКУССТВО и РЕМЕСЛО НЕБЕСНОГО ЧЕЛОВЕКА превосходит все, о чем можно было бы помыслить. Поскольку притча Иисуса изображает нам НЕБЕСНОГО ЧЕЛОВЕКА и ВОДУ ПЕРВОЗДАННОГО ХАОСА, то мы со всей очевидностью понимаем, что НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК – это сама ПРЕМУДРОСТЬ БОГА, поскольку кроме ПРЕМУДРОСТИ никто не имел дело с ВЛАЖНЫМ БЕЗОБРАЗНЫМ ВЕЩЕСТВОМ – «и Дух Божий носился над водой» – ибо Она была воплотителем Божественного Замысла и «художницей всего», как сказал пророк. Так как ВЫЗЫВАТЬ из НЕБЫТИЯ к БЫТИЮ, из НЕЯВЛЕННОГО – ЯВНОЕ, из БЕЗЖИЗНЕННОГО и БЕЗОБРАЗНОГО ИЗВЛЕКАТЬ ЖИВОЕ – это ли не ИСКУССТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ и БОЖЕСТВЕННОГО РАЗУМА, сила которого в Его ПРЕДВИДЕНИИ.
Это и есть ИСКУССТВО МУДРОГО РЫБАКА, который БРОСИЛ СЕТЬ СВОЮ в это море.
***
А потому следующим этапом рассуждения будет рассмотрение непосредственно самого рыбацкого РЕМЕСЛА, о котором сказано «… БРОСИЛ СЕТЬ СВОЮ В МОРЕ. ОН ВЫТАЩИЛ ЕЕ ИЗ МОРЯ полную малых рыб».
Таким способом, мы подошли к рассмотрению образа СЕТИ и ИСКУССТВА ЛОВЛИ ни кем иным, но самой ПРЕМУДРОСТЬЮ. Поскольку есть смысл утверждать, что само ЗАБРАСЫВАНИЕ СЕТИ – это и есть АКТ ТВОРЕНИЯ, то есть структурирования, формирования и оформления пространства ПЕРВИЧНОГО ВЕЩЕСТВА. И это не простое действие, а целенаправленное, и ЦЕЛЬ этого АКТА заключается в ПРЕДВИДЕНИИ того, что итогом и завершением его будет то ИЗВЛЕКАЕМОЕ СУЩЕСТВО, ради которого затевалось все мероприятие. ИДЕЯ о котором замышлялась БОГОМ в ТАЙНЕ, которую в Его ПРЕДВИДЕНИИ и осуществила ПРЕМУДРОСТЬ. Так чтобы оно появилось ИЗ НЕБЫТИЯ ХАОСА, и так чтобы ИЗ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ВОЗНИКЛО СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, и ИЗ БЕЗ-ОБРАЗНОГО ПРОИЗОШЛО ВИДИМОЕ – благодаря ПРЕДВИДЕНИЮ осуществляемой ТАЙНЫ. Потому СЕТЬ – это устройство всего МИРОЗДАНИЯ, его структура, его власти и силы, его взаимосвязи, созданные СЛОВОМ БОГА и выражающие собой само СЛОВО БОГА, Которым было сотворено ВСЕ. Таким образом, СЕТЬ – это образ СЛОВА, т.е. БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛОГОС,
Таким образом, акт творения – это СОШЕСТВИЕ ЛОГОСА в самые нижние области ХАОСА. То есть Он простерся от СВЕТА, сквозь всю глубину ТЬМЫ, ради извлечения из НЕБЫТИЯ оговоренного нами СУЩЕСТВА, именуемого РЫБОЙ.
***
Так в нашем рассуждении, мы приходим к рассмотрению образа второго акта – ИЗВЛЕЧЕНИЮ СЕТЕЙ, а также образу самой РЫБЫ. Поскольку далее притча утверждает: «ОН ВЫТАЩИЛ ЕЕ, полную малых рыб».
Вспомним в этой связи слова пророка Исайи (55:11): «так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его», - которые вполне иллюстрируют второй этап рыбацкого ремесла, о котором мы говорили выше.
То есть речь идет о восхождении, покидании ЛОГОСОМ – СВЕТОМ, ДУХОМ материального существа ХАОСА, когда Он, исполняя тайную волю Бога через Его Премудрость, извлечет УЛОВ по Предвидению Бога. Что же является рыбацким уловом, что представляется РЫБОЙ? Отчасти мы выше уже ответили на этот вопрос, поскольку, как уже было сказано, ИЗ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ВОЗНИКЛО СУЩЕСТВУЮЩЕЕ. А это – ничто иное как ДУША. Поскольку, если мы опять таки были внимательны к словам Писания, то обнаружили бы, что ВСЕ сотворенное в ХАОСЕ именуется ЖИВОЙ ДУШОЙ. И хотя мы в нашей материальной реальности имеем одушевленные тела, то есть плоть, однако Писание не описывает непосредственно тот этап творения, в котором создавалась обыденная для нас реальность, но лишь тот, в течение которого была создана ДУША всех вещей, ПРОТО-образы всей впоследствии одушевленной материи. Итак, образ РЫБЫ – это ОБРАЗ ДУШИ.
***
Однако, далее Иисус повествует в притче: «СРЕДИ НИХ ЭТОТ МУДРЫЙ РЫБАК НАШЕЛ БОЛЬШУЮ (И) ХОРОШУЮ РЫБУ».
То есть целью ПРЕМУДРОСТИ является не вся рыба и не всякая рыба, а лишь ЕДИНСТВЕННАЯ – БОЛЬШАЯ и ХОРОШАЯ, о которой Он сказал: «он без труда ВЫБРАЛ БОЛЬШУЮ РЫБУ». Следовательно, речь идет об ИЗБРАНИИ. Таким образом, ТАЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ БОГА – об ИЗБРАННОМ, поскольку именно это ИЗБРАННОЕ и является тем, что СОТВОРИЛ БОГ посредством Его Премудрости.
Но возникает вопрос: а как же остальные малые рыбы, ведь они – также имеют тот же образ, что и ИЗБРАННАЯ?
Отсюда следует, что ИЗБРАННОСТЬ, которая назначена целью творения, определяется не сходством образа, но по иному свойству.
«Я ИЗБЕРУ вас ОДНОГО НА ТЫСЯЧУ, и ДВОИХ – НА ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ», - заявил Спаситель. Тем самым Христос утвердил принцип спасения, по которому спасение и наследование Царства Света принадлежит только ИЗБРАННИКУ Бога, которого Он для того создал и приготовил, а не по сходству, ни по подобию, ни по подражанию этому ИЗБРАНИЮ.
О чем Он также сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Таким образом, ИЗБРАННАЯ БОЛЬШАЯ и ХОРОШАЯ РЫБА – единственная в своем роде. Поскольку все, что стало существовать, создано по образу высших вещей, а ИЗБРАННАЯ СОЗДАННАЯ ДУША не подобна никому из тех, кто выше нее, кроме как Самому Абсолютному Богу, Которому уподобляется только ИЗБРАННЫЙ по воле Его, и никто другой. Потому все остальные рыбы – лишь ее жалкое подражание, не достойное жизни. Поэтому все они извержены вон – обратно, в НЕБЫТИЕ ХАОСА.
«КТО ИМЕЕТ УШИ, ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ!»
Таково истолкование притчи Иисуса Христа О МУДРОМ РЫБАКЕ.
- Подпись автора