МЕСТО СЕМЬИ и БРАКА
в ГНОСТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ АПОСТОЛОВ ИИСУСА ХРИСТА
(часть I)
Вряд ли можно полноценно раскрыть тему в формате краткой статьи. Тем не менее, тема крайне важна, поскольку она претендует на центральное место в бытии человека.
Несмотря на то, что совокупившимся с мирской властью религиозным организациям, состоящим у нее на службе, крайне выгодны половые связи, устанавливаемые в плотском браке, поскольку они – источник производства налогоплательщиков и вообще человеческого ресурса, используемого для обогащения, военных и других нужд мирского государства; волей Предвидения дошли до нас в каноническом тексте Евангелия слова Христа, которые даже в буквальном их прочтении прямо свидетельствуют о Его некомплементарном отношении к плотскому браку и семейным отношениям.
Так как Он сказал: «Враги человеку домашние его», - Евангелие Матфея: глава 10, стихи 32-38.
Если же иметь в виду гностический смысл, то плотской брак – это только отраженный в оскверненной форме призрачный образ того небесного Брака, который заключают в сердце человека его душа и Дух Христа, и который именуется духовным Воскресением, о чем свидетельствует Евангелие Филиппа (60).
Однако через проповедь Апостолов Христос раскрывает сущность Своего Учения о духовном и плотском браке.
В канонических посланиях (в основном это тексты Апостола Павла), а также в иных книгах, сообщающих учение Апостолов (например, «Гомилии Клемента Римского») вполне ясно и конкретно освещается этот вопрос.
Апостолы утверждают, что ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ является УЩЕРБНЫМ СОСТОЯНИЕМ человеческой души. Поскольку, во-первых, оно является поводом к невоздержанию и преступлению против Бога – греху блуда или прелюбодеяния; а во-вторых, как причина беспокойства и немощного состояния ума из-за этого ВЛЕЧЕНИЯ, требующего удовлетворения и потому препятствующего постижению Истины, то есть делающему ум неспособным подняться к знанию более высокого порядка.
Поэтому в данном случае заключение плотского брака в определенном смысле является законным и приемлемым ослаблением такого препятствия.
Говоря об этом правиле, Апостол Павел (в послании к Коринфянам в 7-ой главе) рекомендует его не как повеление, а как ПОЗВОЛЕНИЕ. Что говорит о том, что выбор остается за человеком, но выбор в пользу плотского брака имеет последствия, поскольку не устраняет причину этого несовершенства, а значит, и осуждение по Божественному Закону как преступника в случае нарушения заповеди: НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ. Поэтому Апостол предварительно прямо заявляет о том, что наилучшее решение для христианина: «НЕ КАСАТЬСЯ ЖЕНЩИНЫ», - поскольку этот выбор можно сделать только в случае бескомпромиссного решения подчинить и обуздать плоть – что является образом служения Христу.
Также Апостол Петр (в «Гомилиях Клемента Римского») в своем наставлении епископам, завещает строго хранить собрание верующих от греха прелюбодеяния, и побуждать, даже не смотря на возраст, ко вступлению в брак тех, кто не делает решительного выбора к воздержанию. Хотя там же Петр, раскрывая впоследствии значение слов Спасителя: «кто ударит тебя в правую щеку – обрати ему и левую, и кто отнимет у тебя верхнюю одежду – отдай ему и нижнюю», - сообщает, что эта жертва является оправданием за незаконное пользование душой этим миром вследствие ее плотского выбора, что касается, в том числе, имущественных вопросов в связи с созданием семьи, влекущих за собой закономерные утраты и страдания. Поскольку семья, и естественные обязанности и обязательства, связанные с ней, являются препятствием к исполнению благой воли Бога относительно человеческой души.
Наряду с этим, Апостолы также дали и сугубо бытовые предписания о половых отношениях в семье: о хранении чистоты и омовении («Гомилии Клемента Римского»), о НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОГО (т.е. орального и анального) ПОЛОВОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ между супругами, не говоря уже не только о половых связях вне брака, но и о гомосексуальных способах полового удовлетворения, которые безоговорочно по Закону Бога считаются грехом к смерти – пидарасы не допускались и изгонялись из собрания христиан, и существовал запрет даже на общение с ними и разного рода другими нечестивцами – образ отношения к которым Апостол раскрывает чрез слова Заповедей Закона: «НЕ ЕШЬ НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ» («Апокриф Иакова», из собрания текстов из Наг-Хаммади).
Несмотря на то, что учение Апостолов указывает на предписание некоторым (выше уже было сказано кому и почему) обязательное вступление в брак, тем не менее, Апостолы открыто проповедовали путь совершенства – путь обуздания плоти, в том числе, и в смысле полового воздержания. Разумеется, это наилучший и предпочтительнейший выбор. По причине которого, избравшие этот путь подвергались преследованию и гонениям вместе с Апостолами, проповедующими учение Христа о благочестии и спасении. О чем свидетельствуют ряд известных текстов, описывающих деяния и проповеди Апостолов.
(продолжение следует)
- Подпись автора