Viktor.o написал(а):Во-первых я в тик-токе не лазию, а сказал что по телеку смотрел. А во-вторых, меня не интересовали подробности, а интересовал вопрос, силой ли крестили народ или по их желанию.
Для ответа на вопрос силой ли крестили народ или по их желанию надо как минимум понять что означает в контексте вопроса слово "народ" потому что в Киеве народ может быть один (киевляне), а в Новгороде - уже другой (новгородцы), при этом и те и другие - жители Руси (русичи)... К примеру в Киеве народ крестили более-менее мирно, а вот в Новгороде уже с беспорядками и княжьей дружиной под стенами города.
И если про новгородцев можно сказать, что крестили больше силой, то можно ли сказать тоже самое и про киевлян?
Полагаю нет...
И тут всё определяется знамениями, которые сопровождали этот самый процесс крещения. Так в частности, оба крещения происходили по одному и тому же сценарию - сначала на главной площади города произносилась проповедь - о том, что есть один истинный Бог, а все деревянные истуканы и не боги вовсе, затем мужи княжьи, топорами подрубали деревянных истуканов, и когда они падали - то их затем, благополучно отпускали в сплав по местной реке вниз по течению... в случае с Киевом это был Днепр, а в случае с Новгородом - Волхов. Так вот, в психологии людей того времени было так, что люди - оскверняющие святое место должны были бы упасть замертво, и если не упали, то значит либо прав был проповедник, и не боги они вовсе - а безголосые истуканы, либо то, что совершили святотатцы - совершено ими с одобрения этих самых родовых богов, и в этом случае крещение происходило в целом мирно... но, вот в Новгороде, к примеру, истуканов подрубили так, что при падении те зашибли подрубающих их мужей - и потому это действие и вызвало гнев новгородцев, потому как раз уж боги недовольны и возмущены действиями святотатцев, то и жителям они велят не принимать крещения - вот вам и причина языческого бунта в Новгороде... который впоследствии пришлось усмирять силой княжеской дружины...
Говорят, что киевляне потом долго упрекали новгородцев: «Добрыня (дядя и пестун князя Владимира, которого тот послал крестить Новгород) крестил вас огнём (после неудачной попытки крещения города язычники спалили новгородское подворье Добрыни и перебили его жителей, впрочем сам Добрыня спасся), а Путята (назначенный князем Владимиром в Новгород наместником и пришедший вместе с Добрыней) мечом», так как Путята после неудачного крещения города приказал дружине, пришедшей с ним, взять Новгород штурмом, а после того как город был взят (говоря по правде он не особо то и сопротивлялся), то Добрыня приказал жителям выдать ему всех зачинщиков бунта - тех, кто не успел сбежать в окрестные леса казнили, а у остальных же спалили подворья, хотя остальных жителей города и правда, никто не тронул. Так вот, с годами этот упрек преобразился в фразеологизм: "огнем и мечом", который многие слышали и знают, что он означает...
Отредактировано Stardust (Вторник, 6 августа, 2024г. 14:12:44)
- Подпись автора
"Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим." (Притчи 14;15)