Вот, как можно поправить некоторые места для читабельного изложения:
«Евреи времён Христа не поняли праведность по вере и установили свою праведность»
 
						Правильнее будет сказать: «Многие иудеи времён Христа отошли от живой веры, полагаясь на исполнение закона, чтобы достигнуть праведности перед Богом». То есть не отсутствие понимания, а замена доверия Богу соблюдением дел закона.
«На нашей праведности» (Втор.6:25)
 
						Этот стих говорит о праведности, требуемой Богом через закон, а не о «еврейской праведности», как о какой-то отдельной человеческой конструкции. (во всяком случае, так можно понять написанное вами) Стоит подчеркнуть, что это праведность Божья, которую человек старается исполнить через дела закона.
«Не родившись свыше, пытались задобрить Бога делами»
 
						Здесь не стоит упоминать «рождение свыше», потому что контекст Писания (Гал.2:15-16) о том, что люди по природе и по закону ищут оправдания через дела, а не через веру в Христа. Лучше сказать: «Они пытались заслужить праведность перед Богом своими делами, вместо того чтобы довериться обетованиям и Божьему плану спасения через веру».
						Если подвести итог, то можно написать так:
Многие иудеи времён Христа отошли от живой веры, полагаясь на исполнение закона, чтобы достигнуть праведности перед Богом. Существует две праведности: от закона и от веры. Праведность от закона — это праведность, предписанная Богом через Его заповеди. Человек старается исполнять всё пред лицом Господа, чтобы жить в соответствии с Его волей (Втор.6:25). Эта праведность выражает послушание, показывает старание человека жить праведно и приносит уважение в глазах других, но не оправдывает перед Богом без веры. Праведность по вере — это вменяемая Богом праведность, которая даётся человеку через личное доверие Богу и Его обетованиям. Она основана на жизни, смерти и воскресении Христа и проявляется в том, что Бог видит веру сердца как основание оправдания (Фил.3:9; Евр.11:7). Эта праведность оправдывает перед Богом и не зависит от человеческих заслуг. Оправдание не приходит автоматически через дела закона. Многие люди пытались заслужить праведность перед Богом своими делами, вместо того чтобы довериться обетованиям и Божьему плану спасения через веру (Гал.2:15-16). Дела остаются важным проявлением веры, но не сами по себе оправдывают. Закон Моисея имеет разные уровни: основные заповеди (Десять слов) — моральный ориентир для жизни, и пояснительные постановления — жертвоприношения, пищевые запреты, гражданские законы, которые касались конкретных сфер жизни человека. После пришествия Христа жертвоприношения и пищевые ограничения перестают быть обязательными в том виде, в каком они были в законе. Основной моральный закон остаётся ориентиром для жизни, а Павел подчёркивает, что закон не уничтожается, а исполняется через веру и жизнь в Духе (Рим.3:31; Рим.8:6-7). Примеры из практической жизни, такие как обеспечение работников Божьего служения, показывают, что принципы закона остаются полезными для пояснения правил служения (1Кор.9:7-10), но оправдание приходит только через веру, а не через формальное исполнение закона. Таким образом, вера оправдывает перед Богом, дела следуют за верой как проявление праведной жизни перед людьми, закон остаётся указанием Божьей воли, но не является источником оправдания сам по себе. Эта модель согласуется с тем, что Павел и Иаков показывают в Новом Завете: внутреннее оправдание — через веру, внешнее проявление — через дела. Вера без дел мертва, дела без веры пусты, но вместе они отражают полноту праведной жизни человека, живущего перед Богом и среди людей в любви.
9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
(Иез.18:9)
 
						Данный стих говорит о праведности от закона, а не от веры, так, как речь идёт о соблюдении заповедей закона. Под словами "непременно будет жив" не имеется ввиду вечная жизнь, но жизнь и благословения земные.
Вот тексты из книг Нового завета которые об этом говорят.
Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
(Рим.3:31)
 
						Надо задаться вопросом: что именно мы утверждаем, и что в данном стихе имеется в виду под законом?
Говориться ли здесь о том, что мы утверждаем закон Моисеев вместе с  заповедями Декалога? 
Нет, здесь говориться, что мы, на основании написанного в законе Моисея утверждаем веру в Христа, 
не только на Законе Моисея, но и на Писаниях, и Пророках.
						Вот обратите пожалуйста внимание сюда:
						Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Иоанна 10:34.
Разве это сказано в законе Моисея? Нет, это написано в Псалом 81:6.
						В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь (1 Кор. 14:21) 
Разве то, на что ссылается Господь написано в Законе Моисея? Нет. Это написано в Исайи 28:11–12
						Во времена Христа и Апостолов, ещё не было аббревиатуры ТаНаХ и Закон, Писания и Пророков не называли Ветхим Заветом. Для краткости и удобства, в некоторых случаях, Все три части общего Писания называли - Закон.
12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
(Рим.2:11-13)
 
						Да. Язычники не имеющие закон умрут вне закона, а евреи которые жили под законом, остудятся по закону. Здесь не идёт речи о верующих христианах.
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
(Рим.7:25)
 
						Под «законом Божиим» здесь имеется в виду внутренний, моральный закон, который отражает волю Бога и Его требования к праведной жизни, а не буквальное соблюдение всех постановлений Закона Моисея. Иными словами, это не формальный Закон Моисея как набор ритуальных правил, а закон, по которому человек духовно ориентируется, стремясь жить в согласии с Божьей волей.
Павел противопоставляет это «закону греха» в плоти: умом он подчиняется духовному закону Божьему, а тело, оставшееся в падшем состоянии, подвержено законам греха. То есть речь идёт о двойной реальности человека: внутреннем духовном послушании и внешней греховной слабости.
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
(Рим.8:6,7)
 
						Здесь под «законом Божиим» подразумевается внутренний, духовный закон, который выражает Божью волю и Его моральные требования к человеку. Это не формальный Закон Моисея, а духовный ориентир, отражающий нравственные принципы Бога, который человек должен принять сердцем и умом. Павел противопоставляет два уровня мышления: плотское (естественное, греховное) и духовное. Плотские помышления не могут подчиниться закону Божьему, потому что живут по законам греха и враждебны к Богу. Духовное мышление, напротив, согласуется с этим законом, и через него верующий находит жизнь и мир.  То есть «закон Божий» здесь — это внутренний духовный стандарт, к которому человек стремится через веру и работу Духа, а не внешнее соблюдение предписаний Моисея.
тут обычно спор возникает что нужно соблюдать из закона а что нет.
Основной закон - это десятисловие, все остальное что было в законе Моисеевом это поясняния которое касалось различных сфер жизни человека. Там есть и государственный закон и закон касающийся здорового питания, и закон жертвоприношения которому пришел конец после Голгофы и так далее. Некоторые чтобы не заморачиваться не разделяют закон Моисея на части и таким образом устраивают кашу и у себя в голове и у других.
Павел например пользовался принципами закона Моисея для того чтобы пояснить братьям что тот кто трудится на ниве Божьей должен пользоваться от сборов.
 
						Такого спора здесь быть не должно вообще, потому, что речь не идёт о "законе Моисея"
						Августин писал, что закон Божий — это не только внешние предписания, но внутреннее движение души к Богу: «Закон Бога написан в сердце человека, и кто слушает его, тот живёт по Духу, а не по плоти». Он противопоставлял «букву закона» и «дух закона», показывая, что спасение приходит не через формальное исполнение, а через внутреннее принятие Божьей воли.
Иоанн Златоуст в своих комментариях к Посланию к Римлянам также отмечал, что «плотские помышления не могут подчиниться закону Божьему», потому что закон Божий — это не внешнее требование, а внутренний образ жизни, соответствующий духу заповедей Бога. Для него закон Божий — это нравственный компас, который действует через Духа Святого.
Тертуллиан подчеркивал, что закон Божий — это «правила жизни, написанные в сердце человека, которые духом можно исполнять, а плотью нет», и именно это различие делает закон не инструментом внешнего оправдания, а внутренним ориентиром для верующего.
Таким образом, в понимании Отцов Церкви закон Божий — это духовная норма, моральный стандарт, к которому душа стремится через веру и соработничество с Духом, а не формальное соблюдение Моисеева закона.
Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
 
						Это не ссылка на конкретный стих Пятикнижия. Павел использует общий принцип закона — справедливость и право трудящегося на плод своего труда — как иллюстрацию для обоснования поддержки служителей Божьей нивы. То есть он апеллирует к духу закона, к моральному и практическому смыслу, а не к буквальному тексту.
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
(1Кор.9:7-10)
 
						Создаётся впечатление, что вы берёте этот отрывок и переносите его прямое применение на христианскую жизнь, как будто закон Моисея сохраняет обязательную силу буквально для всех. Павел же здесь не устанавливает правило буквы закона, а апеллирует к принципу справедливости и здравого смысла, используя знакомую читателю иллюстрацию из закона, чтобы показать, что тот, кто трудится на ниве Божьей, имеет право на поддержку. То есть закон цитируется как иллюстрация морального и практического принципа, а не как предписание к буквальному исполнению.
Отредактировано Rassvet (Среда, 15 октября, 2025г. 02:21:03)
- Подпись автора
 Если я сам для себя, то зачем я?