Не знаю, насколько эта информация будет полезна для христианина, но надеюсь,
что она хотя бы частично расширит кругозор и поможет получить более объективное
представление о еврействе и связанных с ним традициях.
Еврейство рассматривается с точки зрения галахической, либеральной и теологической традиции. Согласно еврейскому праву (галаха), человек считается евреем, если его мать — еврейка, или если он прошёл гиюр, то есть официальную конверсию. Если мать не еврейка, а отец — еврей, ребёнок без гиюра не считается евреем. Талмуд (Бава Батра 91b) ссылается на стих: "И мать его была еврейкой" (Второзаконие 7:3–4), что стало основанием для галахического правила о материнской линии. Закон государства Израиль использует формулировку: «рожденный от еврейки или прошедший конверсию». Отец может определять принадлежность к коэнам, левитам, племени, но не сам статус еврея. Надёжность материнской линии объясняется тем, что известно точно, кто родил ребёнка, тогда как с отцом может быть неопределённость. Исторически общины применяли материнскую линию, и это закрепилось как правило, что нашло отражение в галахической литературе.
Надо заметить, что правило о материнской линии не основано на прямой букве Торы, т.е. нет заповеди, или утвердительного стиха, что «ребёнок еврей, если мать еврейка», а вопросы браков и принадлежности остаются предметом обсуждения: если мать еврейка, а отец нет, ребёнок считается евреем, но могут быть ограничения, например для браков коэнов.
В некоторых либеральных движениях с 1980-х годов ребёнок считается евреем, если один из родителей еврей и ребёнок воспитывается в еврейской традиции. Эта позиция называется патрилинейным правом и отражает современную практику смешанных браков. Ортодоксальные раввины продолжают придерживаться материнской линии, а в реформистском подходе ребёнок должен быть воспитан как еврей, при этом остаются вопросы о браках детей, их статусе в общинах и признании.
В отличие от Талмуда, в ТаНаНе принадлежность к народу Израиля определяется духовной и племенной связью, участием в завете и соблюдением закона, а не строго через мать. Ранние книги ТаНаХа (Бытие 29–30, 46:8–27) используют термин «Сыны Израилевы», охватывающий потомство всех сыновей Яакова, даже если матери не были из линии завета. Моисей женился на Циппоре, мадианитянке, а их сыновья остались частью народа Израиля. Руфь, моавитянка, становится женой Вооза, и их потомство входит в родословную Давида и Мессии. Аарон и его потомки демонстрируют, что священство передаётся по отцу независимо от матери. При возвращении из Вавилона дети от иноземных матерей не включались, если они не приняли завет, то есть не стали герами. Термин «иудей» появляется поздно, после Вавилонского плена, отражая этно-религиозную идентичность жителей Иудеи; первое упоминание — Мордехай в книге Эсфирь.
Слово «гер» (גֵּר ), в ТаНаХе, может означать как чужеземца, пришедшего к народу Израиля и желающего участвовать в его религиозной жизни, так и странника, временно находящегося среди израильтян. В Исходе 12:48–49 сказано, что если чужеземец хочет праздновать Пасху вместе с Израилем, он должен быть обрезан; тогда он сможет участвовать как родившийся в Израиле. В Левите 19:33–34 говорится, что когда поселится у вас чужеземец, да будет он как местный житель; любите его как самого себя. Здесь акцент на социальной и религиозной интеграции.
С другой стороны, в Исходе 23:9 сказано: не притесняйте странника, ибо вы сами были странниками в земле Египетской. В Левите 25:35 говорится о поддержке пришельца или странника, живущего с вами. В этих местах «гер» скорее обозначает человека, временно находящегося среди израильтян, чьё происхождение чуждо, и акцент делается на заботе, социальной справедливости и гуманности, а не на религиозном присоединении.
В Талмуде (теология Хазаль(еврейские мудрецы) обсуждается, как принимать чужеземцев в общину, и эти правила уже начинают напоминать современную структуру конверсии. В современном галахическом иудаизме гиюр — конкретная процедура, включающая изучение Торы, соблюдение заповедей, обрезание для мужчин и омовение в микве. После этого человек официально признаётся евреем с точки зрения закона в интерпретации Хазаль, а не напрямую по ТаНаХу. Таким образом, гер в ТаНаХе — это социально-религиозное присоединение, а гиюр в галахе — формализованный процесс с юридическим и религиозным признанием.
Слово «гер» можно переводить как «пришелец», или «странник». Пришелец — акцент на том, что человек не из народа Израиля, пришёл из другой земли или народа и хочет участвовать в культуре и законах Израиля. Странник — акцент на временном пребывании среди израильтян, когда происхождение человека чуждо. В любом случае, «гер» обозначает человека, не являющегося членом народа по рождению, и может использоваться как социальный, так и религиозный термин: в первых случаях речь идёт о пришельце, интегрирующемся в общину, во-вторых — о страннике, нуждающемся в защите и заботе.
В Торе коэном становится мужчина, который является потомком Аарона по отцовской линии. Это закреплено, например, в Исходе 28:1 и Левите 8:1–36. Основной критерий — генеалогия от Аарона. Тора не требует никаких особых обрядов для признания коэна; статус передаётся автоматически по мужской линии. Священник выполняет функции в Скинии или Храме, приносит жертвы, благословляет народ и получает определённые законные привилегии, например часть жертв и ограничения в браках.
В галахическом иудаизме (Хазаль и последующая традиция) коэнами считаются также мужчины, доказавшие происхождение от Аарона по отцу, но добавляются практические и юридические критерии. Родословие должно быть признано общиной; если происхождение спорное, человек может не считаться коэном даже при отцовской линии. Статус коэна применяется не только к функциям в Храме, но и к повседневной жизни, например при благословении Аароновым или ограничениях в браках. Коэн должен быть евреем по галахе; если отец коэн, а мать не еврейка и не был пройден гиюр, сын не считается коэном.
Разница между коэном в Торе и в галахе заключается в том, что в Торе основной критерий — потомство Аарона по отцу, формальных процедур не требуется. В галахе добавлены практические условия: документальное признание, принадлежность к еврейской общине и соблюдение правил брака и религиозного воспитания. В современной общине раввины проверяют родословие и соблюдение законов, прежде чем признавать человека коэном.
В иудаизме понятие коэн (священник) имеет две стороны: библейскую (Тора, закон Моисея) и галахическую (традиция Хазаль и современное раввинистское право).
В Торе коэном становится мужчина, который является потомком Аарона по отцовской линии. Это закреплено, например, в Исходе 28:1 и Левите 8:1–36. Основной критерий — генеалогия от Аарона. Тора не требует особых обрядов для признания коэна; статус передаётся автоматически по мужской линии. Священник выполняет функции в Скинии или Храме, приносит жертвы, благословляет народ и получает определённые законные привилегии, включая часть жертв и ограничения в браках.
В галахическом иудаизме коэнами считаются мужчины, доказавшие происхождение от Аарона по отцу, но добавляются практические и юридические критерии. Родословие должно быть признано общиной; если происхождение спорное, человек может не считаться коэном даже при отцовской линии. Статус коэна применяется не только к функциям в Храме, но и к повседневной жизни, например при благословении Аароновым или ограничениях в браках. Коэн должен быть евреем по галахе; если отец коэн, а мать не еврейка и не был пройден гиюр, сын не считается коэном.
Разница между коэном в Торе и в галахе заключается в том, что в Торе основной критерий — потомство Аарона по отцу, формальных процедур не требуется. В галахе добавлены практические условия: документальное признание, принадлежность к еврейской общине и соблюдение правил брака и религиозного воспитания. В современной общине раввины проверяют родословие и соблюдение законов, прежде чем признавать человека коэном.
Доказательства в галахическом иудаизме строились на устной традиции и социальной репутации семьи. Семьи коэнов передавали свой статус от поколения к поколению, соблюдали соответствующие ограничения и выполняли религиозные обязанности. Позднее появлялись письменные родословные, записи в общинных архивах и свидетельства старейшин, но даже они не давали научного подтверждения происхождения от Аарона. Главным критерием оставалось социальное и религиозное признание в общине.
Во время Холокоста большинство общин и документов было уничтожено, и сохранение статуса коэнов оказалось крайне затруднено. Выжившие семьи передавали память о своём происхождении детям, но формальных доказательств уже не существовало. После войны раввины ориентировались на семейную память, рассказы старших, традиции выживших общин и частично сохранившиеся документы, чтобы признавать людей коэнами. В некоторых случаях назначался почётный или практический статус коэна для тех, кто традиционно называл себя коэном, но не мог доказать родословие.
Таким образом, современная практика показывает, что социальная и религиозная традиция важнее абсолютного документального подтверждения. Раввины стараются сохранить преемственность коэнов и их роль в жизни общины, даже если исторические родословия прерваны.
* Из Википедии Транскрипция: "Ха-заль" Расшифровка: חכמינו זכרונם לברכה (хахамену зихронам ливраха)
Перевод с иврита: «Наши мудрецы, да будет благословенна их память»
Это обобщённое обозначение всех раввинов и мудрецов, живших примерно с 1 века до н.э. до 5 века н.э.,
которые формировали устную традицию, комментарии к Торе и Талмуд.
С миром.
Отредактировано Rassvet (Суббота, 1 ноября, 2025г. 18:31:31)
- Подпись автора
Если я сам для себя, то зачем я?
