Что примечательно в этой главе на мой взгляд? Это
Матфея 1:1-17 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса ....
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Родословная Христа главным образом даёт понять читателям факт происхождения Христа по родовой линии Авраама через Давида, как и было предсказано в отношении ожидаемого семени и потомка Давида – Гал.3:16 , Деян. 2, 29-36, Рим. 1,3. Павел апостол в дальнейшем убеждает людей, чтобы они помнили Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых - 2 Тим. 2,8. Иоанн слышит как Воскресший Христос говорит: "Я - корень и потомок Давида" (Отк. 22,16)
Остановимся на некоторых именах родословной:
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари... Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи... Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею…..
По Баркли: Самым поразительным в родословной являются имена женщин. В иудейских родословных вообще крайне редко встречаются женские имена. У женщины не было юридических прав; на нее смотрели не как на человека, а как на вещь; она была лишь собственностью отца или мужа и они могли делать с ней, что им угодно.
В каждодневной утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Он не сделал его язычником, рабом или женщиной. Вообще уже само существование этих имен в родословной представляет собой чрезвычайно удивительный и необычный феномен. Но если посмотреть на этих женщин - кто они были и что они делали - приходится удивляться еще больше.
Рахав, или Раав, как она названа в Ветхом Завете, была блудницей из Иерихона (Иис. Н. 2,1-7). Руфь была даже не еврейка, а моавитянка (Руф. 1,4), и разве не сказано в законе: "Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки" (Втор. 23,3).
Руфь была из враждебного и ненавистного народа. Фамарь была искусная соблазнительница (Быт. 38). Вирсавию, мать Соломона, Давид самым жестоким образом отнял у Урии, ее мужа (2 Цар. 11 и 12).
Если бы Матфей искал в Ветхом Завете невероятных кандидатов, он не смог бы найти четырех более невозможных предков для Иисуса Христа. Но, конечно, в этом есть еще и нечто очень примечательно. Здесь, в самом начале, Матфей показывает нам в символах суть Евангелия Божия в Иисусе Христе, потому что здесь он показывает, как падают барьеры.
1. Исчез барьер между иудеем и язычником. Рахав - женщине из Иерихона, и Руфи - моавитянке - нашлось место в родословной Иисуса Христа. Уже в этом получила отражение истина, что во Христе нет ни иудея, ни эллина. Уже здесь виден универсализм Евангелия и любви Божьей.
2. Исчезли барьеры между женщинами и мужчинами. В обычной родословной не было женских имен, но в родословной Иисуса они есть. Старое презрение прошло; мужчины и женщины одинаково дороги Богу и одинаково важны для Его целей.
3. Исчезли барьеры между святыми и грешниками. Бог может использовать для Своих целей и вписать в Свой план даже того, который очень много согрешил. "Я пришел, - говорит Иисус, - призвать не праведников, но грешников" (Мат. 9,13). Уже здесь в самом начале Евангелия есть указания на все охватывающую любовь Божью. Бог может найти Своих слуг среди тех, от которых с содроганием отвернутся уважаемые ортодоксальные иудеи. 18 -25
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
Согласно слов Иеремии, Иоаким был проклят Богом и ему было сказано, что «не будет от него сидящего на престоле Давидовом» (Иер. 36:30). В связи с этим фактом, у кого-то может возникнуть вопрос: почему же тогда Иоаким стал прародителем царя-Христа?
Посмотрим весь контекст проклятия Иоакима:
30 за это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной;
31 и посещу его и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды все зло, которое Я изрек на них, а они не слушали. (Иер.36)
Под проклятьем Иоакима имеется ввиду, что от самого Иоакима не будет царей, воцаряющихся над Иудеей по закону Бога: сын его Иехония правил над Иудеей всего три месяца, да и то - во времена осады со стороны Навуходоносора. На нём закончился род царей Иудеи, узаконенный Богом. Седекия (Матафания) - это дядя Иоакима, последний царь Иудеи, возведённый на престол Навуходоносором, а не по закону Бога - перед разрушением Иерусалима (4Цар.24:17). После разрушения Иерусалима не было больше вообще никогда буквальных законных царей Бога - над Иудой и Израилем.
Эта родословная показывает происхождение духовного царя - Христа. Она лишь разъясняет, как именно Христос пришёл в мир по РОДУ Авраама: в ней отражена лишь последовательность рода, приведшая ко Христу. Она не показывает царей Иудеи или Израиля, сидящих на престоле Давида.
Например, читаем 1Прлпмн.3:
16 Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его (дядя).
17 Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его;
18 Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия.
Все они не были царями, просто числились в родословной: правящих царей от Иакима не было, именно в этом - проклятье Господа на него.
- Подпись автора
Исследование Писания: Ветхий Завет и Новый Завет