Вчера вечером в Кремле взорвалась самая настоящая «бомба»: президент России Владимир Путин подписал указ, по которому действующий оператор проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy будет сменён на новое, российское юрлицо, а его имущество будет передано в собственность России с одновременной передачей в безвозмездное пользование новому оператору.
Что это означает.
Правительству РФ поручено в кратчайшие сроки создать российское ООО, которому на основании указа президента перейдут все права и обязанности Sakhalin Energy. Причём, цитируем, «имущество компании, созданное в рамках соглашения, подлежит незамедлительной передаче в собственность Российской Федерации». При этом уже известно, что представляющий в проекте интересы России «Газпром Сахалин холдинг» (владеет 50% + одна акция в проекте) получит в новом операторе «Сахалина-2» долю, пропорциональную доле в Sakhalin Energy. Иностранным компаниям также предложено получить доли в новом операторе пропорционально текущим, на что японцы (Mitsui & Co., Ltd. — 12,5%, Mitsubishi — 10%) — есть такое подозрение, — немного помявшись, согласятся.
А вот Shell придётся достаточно нелегко: в компании уже называют предстоящие переговоры с русскими и китайцами, претендующими на долю Shell в проекте, «настоящим кошмаром».
Ну что ж: никто, в общем, не виноват.
Но сенсация тут даже не в этом: российские энергетики благодаря вчерашнему указу президента наконец-то закрывают одну из самых позорных страниц своей истории, начало которой тянется ещё к концу 80-х годов прошлого века, — истории, связанной с так называемыми СРП (соглашениями о разделе продукции). Когда взамен на фактически стеклянные бусы «обязательств и потенциальных инвестиций» наши предприятия фактически грабили при помощи «натурального оброка» (вежливо называемого «натуральным роялти»).
Кстати, российская-то сторона (и это также стало обоснованием вчерашнего указа) свою часть обязательств перед «инвесторами» исполнила полностью. Но «инвесторы» часть своих обязательств (неслучайно СРП на сленге — не хочу обижать Африку — называют африканской схемой: как вели «честную меновую торговлю» с Чёрным континентом, не мне читателям объяснять), и не только финансовых, но и, допустим, экологических, даже и не думали исполнять. И отнюдь, думаю, не случайно за усиленную работу с цивилизованным миром по СРП так ратовали такие разные и в остальном не любящие друг друга люди, как Григорий Явлинский и Анатолий Чубайс. И также неслучайно первый раз Владимир Путин «подвинул» иностранцев на Сахалине (ох какой вой о священном праве собственности стоял тогда в прогрессивных кругах) ещё в далёком 2007 году. Обязав инвесторов продать контрольный пакет «Газпрому».
До этого — внимание! — у России, в одном из крупнейших добывающих предприятий на её территории, не было вообще ничего.
А теперь короткая справка — без нефти (её там тоже много), только по СПГ.
В 2020 году доля сахалинского СПГ составила более 3,2% от общемирового спроса и около 4,6% от спроса на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ещё раз: это всего лишь один проект и одно месторождение (Лунское газоконденсатное месторождение в Охотском море). Вот такую шикарную цену мы всё это время платили, по сути, за связку стеклянных бус. И уже за одно это, за прекращение этой беды, начальству, принимавшему решение по СВО на Украине, нужно — честно так, положа руку на самое дорогое, — сказать большое человеческое спасибо.
Отредактировано Espada (Пятница, 1 июля, 2022г. 17:43:40)