И бабки сразу нашли.
Правительство нашло 8 млрд рублей на развитие отечественного научного приборостроения. Речь идет об импортозамещении в этой сфере.
Призывы созвать при Правительстве РФ отдельную комиссию по научному приборостроению и обеспечить в этой сфере суверенитет звучат уже несколько лет. Как минимум с 2020-го, когда президент обозначил необходимость обеспечить должное внимание этой отрасли. Тема шла параллельно с идеей о создании национальной базы генетических данных россиян, по развитию которой также хотелось бы услышать актуальные новости. Ведь до СВО на эту программу планировали за 6 лет выделить около 127 млрд рублей.
Но дело едва лишь сдвинулось с мёртвой точки. Последняя «сводка часов» по данному вопросу до введения санкций проводилась в декабре 2021 года. Тогда Мантуров обозначил необходимость наладить производство наиболее востребованных приборов, необходимых расходных материалов и обеспечение сервисного обслуживания производимой продукции, а также подготовку высококвалифицированных кадров и обеспечение проведения научных исследований. То есть, решать проблематику данной сферы договорились вот-вот начать. Нынешний период можно назвать «раскачкой», причем весьма ранней.
К марту никакого чуда, конечно же, не произошло. И после введения санкций специалисты в научной сфере заявили о настоящей катастрофе в российской науке из-за неразвитого отечественного научного приборостроения. Практически всё оборудование для академических исследований в РФ – импортное. До настоящего момента именно на приобретение зарубежного исследовательского оборудования и приборов приходилось почти 80% госзакупок для вузов и исследовательских институтов (9,5 из 12 млрд. рублей).
Возможно, цифра в 8 млрд рублей взялась именно отсюда – это деньги, высвободившиеся от бюджетов, которые до этого могли быть потрачены на закупку иностранного оборудования, которое теперь стало недоступным.
Проблематика, в первую очередь, наблюдается в сфере электроники, микроэлектроники, а также в кадровой сфере. Согласно прогнозу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, годовая ежегодная потребность в ИТ-кадрах сектора цифровизации к 2024 году составит 300 тыс. человек, что безусловно коснется и исследовательской деятельности.
Последствия санкций по касательной коснутся и военной сферы, которая всегда являлась теневым бенефициаром в сфере научных разработок.
Для решения вопроса импортозамещения в области научного приборостроения выделенный властями бюджет пока можно назвать довольно скромным. Но, всё же, это сигнал о том, что на отрасли не ставят крест. Речь здесь идёт, в первую очередь, о необходимости наладить новые маршруты импорта оборудования и его компонентов для российских исследователей. Несомненно, при первой же возможности отрасль следует снабдить достаточным финансированием для обеспечения настоящего суверенитета в области научных технологий, но пока об этом говорить еще рано.(с)